Башенные броненосцы - Monitor. Монитор (класс корабля) Броненосец монитор чертежи

Появление мониторов

Этот бой продолжался более трёх часов и закончился «вничью», ибо разрывные бомбы, которыми стреляли пушки обеих мониторов, представляли значительную опасность лишь для деревянных судов и практически не причиняли вреда бронированным кораблям.

Мониторы оказались удачным типом корабля для действий на реках и в прибрежных водах. Их строительство продолжалось до Второй мировой войны. Из крупных морских мониторов можно отметить английские «Эребус» (1916), 8000т, 2-381 и «Робертс» (1941), 9100т, 2-381 а также советский «Хасан» (1942), 1900т, 6-130.

См. также

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Монитор (корабль)" в других словарях:

    Монитор Тип «Шторм» - Монитор Тип «Шторм» 1909 12 мая 1907 г. Особым Комитетом по организации прибрежной обороны был заключен договор с правлением Балтийского судостроительного и механического завода на постройку для Морского министерства восьми канонерских… … Военная энциклопедия

    Монитор USS Monitor Броненосец Монитор Основная информация Тип броненосец … Википедия

    - «Huascar» Монитор «Уаскар» Основная информация Тип Морской монитор … Википедия

    Монитор «Уаскар» «Huascar» Монитор «Уаскар» Основная информация Тип Морской монитор … Википедия

    - (от названия ящерицы монитор). 1) особого рода броненосное судно, очень мало возвышающееся над водою; военный боевой корабль обшитый латами, имеющий на себе несколько больших орудий и служащий для защиты портов и морских крепостей. 2) род ящерицы … Словарь иностранных слов русского языка

    Монитор Тип «Хасан» проект 1190 - Монитор Тип «Хасан» проект 1190 1936 Мониторы строились для Нижнего течения Амура, но были переданы в ТОФ. Плоскодонный корпус мониторов типа «Хасан» имел ледокольные образования носовой части, подкрепления для ледового… … Военная энциклопедия

    - «Bodrog» Монитор «Бодрог» в Будапеште Основная информация Тип Речной … Википедия

    - * Монитор компактный прибор для отображения динамической графической информации (в том числе текста) с собственным экраном.* Монитор в операционных системах программа, управляющая выполнением задач.* Монитор российский космический аппарат,… … Википедия

    1. МОНИТОР, а; м. [англ. monitor] Техн. 1. Контролирующее устройство с экраном для наблюдения. Телевизионный м. Следить за монитором. 2. Информ. Устройство компьютера, предназначенное для вывода на экран текстовой и графической информации;… … Энциклопедический словарь

    Низкобортный боевой бронированный корабль для операций у мор берегов и на реках. После 2 й мировой войны строительство мониторов прекращено. EdwART. Толковый Военно морской Словарь, 2010 Монитор Броненосный башенный корабль береговой обороны с… … Морской словарь

Верфь Нью-йоркская судоверфь Строительство начато 4 октября 1861 Спущен на воду 30 января 1862 Современный статус затонул в море 29 декабря 1862 Параметры Тоннаж 987 тонн Длина 52 м Ширина 12,5 Осадка 3,2 м Бронирование железо Технические данные Скорость 8 узлов Экипаж 59 человек Вооружение Артиллерия 2 * 279 мм гладкоствольные пушки Дальгрена

История появления

Недостатки

Как корабль оригинальной конструкции, создаваемый в спешке «Монитор» обладал множеством недостатков.

Проблемы были с трёхсотсильным двигателем, позволявшем развивать скорость всего в 9 узлов. Однако такая скорость зачастую была недостижима: сверхнизкие борта не только снижали видимость корабля для противника, но и сильно ухудшали его маневренность, к тому же при малейшем волнении на море волны просто перехлёстывали через борта. В своём первом переходе корабль попал в волнение на море было всего в 2-3 балла , но и этого оказалось достаточным, чтобы корабль добрался до цели только чудом. Волны перехлёстывали через борта, негерметичные люки пропускали воду внутрь. Низкие трубы были повалены волной и вода погасила топки котлов. Трюмы оказались полны ядовитого дыма, остановившиеся машины не позволяли использовать паровые помпы и корабль медленно тонул. Только улучшение погоды позволило вновь разжечь топки, откачать воду и продолжить путь.

Свои недостатки имела и новейшая система применения пара для вращения башни. По свидетельству лейтенанта Грини башня вращалась то туго, то легко и быстро. «Трудно было начинать вращение, а если оно уже началось, остановить его».

Многие недостатки корабля можно было бы исправить, но завершившиеся строительство «Вирджинии» потребовало немедленного введения «Монитора» в строй.

Битва на рейде Хемптон Роудс

Основная статья : Битва на рейде Хемптон Роудс

Рисунок с изображением битвы между «Монитором» и «Вирджинией»

В ходе боя броненосца южан «Вирджиния» против блокадной эскадры северян 8 марта года преимущества нового типа судов проявились в полной мере. «Вирджиния» не понеся никаких ощутимых потерь уничтожила два мощных корабля противника («Камберленд» и «Конгресс») и тяжело повредила третий. Прибывший к месту сражения поздно вечером «Монитор» оказался последним средством способным оказать сопротивление «Вирджинии».

Командовал «Монитором» лейтенант Джон Л. Уорден (англ. John L. Worden) . Его заместителем был лейтенант Сэмюэль Дана Грини (англ. Samuel Dana Greene ), во время боя находившийся в башне. Третьим по старшинству был лейтенант Элбан К. Стимерс (англ. Alban C.Stimers ), служивший на «Мерримаке» до его захвата.

После нескольких безрезультатных залпов южане попробовали поразить противника в бойницы орудий, но на «Мониторе» пользуясь паровым приводом поворота башни разворачивали её после каждого выстрела, а не использовали имевшиеся тяжёлые железные плиты, предназначенные для этой цели, но сильно замедлявшие темп стрельбы и выматывающие матросов.

Однако вышло из строя переговорное устройство между башней и рубкой и приказы передавались через матросов бегающих по открытой палубе. По иронии судьбы оба матроса (Килер и Тофф) до службы на «Мониторе» были людьми сухопутными и доставляемая ими информация зачастую искажалась. Ориентация же из самой орудийной башни была крайне затруднена: специальные отметины, позволявшие различать левый и правый борта вскоре были затёрты и Грини приходилось часто вести стрельбу полагаясь лишь на собственную интуицию.

Убедившись, что «Монитор» также неспособен причинить вред противнику лейтенант Уорден пытается таранить «Вирджинию» со стороны винта. Однако «Вирджиния» лучше слушалась руля и сумела избежать столкновения. Тем не менее залп «Монитора» с минимального расстояния пробил таки броню «Вирджинии», но деревянная подкладка оказалась неповреждённой и течь не образовалась. В свою очередь капитан «Вирджинии» Джонс также попытался таранить противника. Однако специально приспособленного тарана, установленного на Вирджинии, корабль лишился ещё вчера в столкновении с «Камберлендом». Попытка подмять днищем низкий монитор тоже оказалась безрезультатной: удар пришёлся вскользь.

В башне «Мониторе» кончились снаряды, а для их дополнительной загрузки требовалось развернуть башню по носу корабля. Ошибочно приняв бездействие противника за поломку «Вирджиния» вновь попыталась добить стоящую на мели «Миннесоту», однако вскоре «Монитор» вернулся в бой.

К исходу третьего часа боя наводчики «Вирджинии» сменили тактику и стали целить в командирскую рубку. В результате одного из разрывов снарядов пострадал капитан «Монитора» Уорден: осколками и окалиной с внутренней стороны бронелиста ему выбило один глаз и повредило второй. Командование принял на себя лейтенант Грини, который принял решение уходить под прикрытие своих батарей: наступал отлив и даже корабль с столь малой осадкой рисковал оказаться на мели в виду береговых батарей противника, что привело бы к его потере. Кроме того, команда не спавшая с момента выхода корабля из Нью-Йорка устала как физически, так и психологически. Грини писал:

«Мои люди, да и я сам, были совершенно черны от дыма и пороха. Все мое белье было абсолютно черным… Я оставался на ногах так долго и был в таком взбудораженном состоянии, что моя нервная система совершенно измоталась. Нервы и мускулы резко сокращались, словно по ним постоянно пробегал электрический разряд… Я лег и попытался заснуть - с тем же успехом я мог попытаться взлететь».

Однако многочисленные наблюдатели на берегу считали иначе: помощник военного министра Фокс был возмущён отходом монитора и позднее требовал отстранения Грини от командования. Ряд газет как Севера так и Юга прямо обвинял экипаж «Монитора» в трусости.

Командование «Вирджинии» было удивлено отходом «Монитора», он казался противнику неповреждённым и некоторые время ожидало его возвращения на рейде. Однако «Вирджиния» оказалась не в состоянии сражаться с кем бы то ни было: корпус корабля ослаб от постоянных ударов, началась течь в деревянной основе судна, а начавшийся отлив грозил набравшему воды судну посадкой на мель. Корабль вернулся в Норфолк для ремонта.

Крайне маломощная тяжёлая промышленность южан, и так приложившая нечеловеческие усилия для создания «Вирджинии» (на переплавку пускали даже металлические ограды частных домов в городах) не сумела восстановить судно.

Таким образов, несмотря на то, что поле боля осталось за «Вирджинией» цель последней (прорыв блокады) оказалась неосуществлёнными, а цель «Монитора» (не допустить деблокады) оказалась успешно выполненной.

Монитор (класс кораблей)

Свидетелем сражения стал французский корабль «Гассанди» (Gassendi). Его командир впоследствии в Европе описал, увиденное им.

Вскоре после битвы, наглядно продемонстрировавшей возможности бронезащиты во всём мире появились корабли аналогичного класса: в США создавались как однобашенные так и двухбашенные мониторы. Их мореходные качества были существенно улучшены и позволяли кораблям выходить в море.

Аналогичными судами были укомплектованы флота Великобритании , России , Швеции, Норвегии , Дании и Перу. Примечательно, что первый монитор шведского флота, спущенный на воду спустя три месяца после битвы у Хемптон Роудс, был назван в честь Джона Эриксона.

Гибель

29 декабря года «Монитор» после ремонта следовал на буксире на тросе в Хемптон Роудс. Однако в районе 11 часов вечера случилось то, чего опасалась команда ещё во время самого первого похода: волны захлестнули корабль и он стремительно затонул. Вместе с кораблём погибло 4 офицера и 12 матросов (49 человек было спасено).

Место гибели

В 1973 году место гибели «Монитора», обнаруженное в 16 милях к юго-востоку от от мыса Гаттерас в Северной Каролине было объявлено первым национальным морским святилищем.

В 1998 году со дна моря был поднят винт корабля. 16 июля 2001 была поднята 30-ти тонная силовая установка. А в 2002 году после 41 дня работы со дня моря была поднята башня корабля. Во время подъема были найдены останки двух моряков, которые ожидают своей идентификации.

Нынче место гибели корабля находится под охраной Национального агентства океанологии и атмосферы (англ. U.S. National Oceanic and Atmospheric Administration ). Многочисленные части корабля, поднятые со дна, находятся в музее в

Броненосец «Монитор»

Опыт Крымской войны показал значение брони, и нет ничего удивительного в том, что после начала Гражданской войны в США противники начали строительство броненосцев. Конфедерация на обладала развитой кораблестроительной промышленностью, поэтому на Юге решили превратить в броненосец выгоревший и притонувший паровой фрегат «Мерримак». Корабль находился на ремонте в Норфолке, а эта военно-морская база оказалась на территории штата, вышедшего из Союза. Уходя, моряки федеральных сил подожгли фрегат, но его подводная часть и машина уцелели. Южане, преодолев огромные трудности, сумели поднять «Мерримак» и перестроить в броненосец, названный «Вирджиния» в честь одноименного штата.

Когда на промышленно развитом Севере решили начать постройку броненосцев, американский инженер шведского происхождения Джон Эриксон предложил необычный проект. Его корабль должен был иметь сильное бронирование, малую высоту надводного борта, малочисленную, но крупнокалиберную артиллерию, размещенную во вращающейся башне.

Эриксон был настолько уверен в достоинствах своего детища, что начал работу над броненосцем до получения официального заказа. Он согласился строить броненосец на свой страх и риск: по условиям контракта в случае неудачи на испытаниях федеральное правительство могло отказаться от его приемки, а все заплаченные строителю деньги подлежали возврату. Поскольку сведения о переоборудовании «Мерримака» стали известны на Севере, там начались панические настроения, и броненосец Эриксона требовалось создать за 100 дней.

Размещение артиллерии в башнях, вопреки распространенному мнению, нельзя считать революционной для того времени идеей, уже существовала довольно удачная разработка англичанина Кольза, а Дания успела заказать первый башенный корабль. Но отсутствие опыта порождало различные страхи, например, существовало мнение, что «…сотрясение башни после нескольких боевых залпов будет настолько сильно, что люди не в состоянии будут оставаться и действовать из орудий». Также моряки не доверяли разработанной Эриксоном системе вентиляции. Критика проекта раздавалась со всех сторон, но дело двигалось.

«Монитор» в бою с «Виргинией»

Постройка броненосца, получившего название «Монитор» (англ. Moninor означает «наблюдатель, контролер»), началась в Нью-Йорке в октябре 1861 г., 30 января 1862 г. он был спущен на воду, 15 февраля подготовлен к плаванию и через четыре дня сдан правительству. Получается что от закладки до вступления в строй прошло около 120 дней – настоящий подвиг по тем временам. Корабль имел водоизмещение 1003 т, длину – 52 м, ширину – 12,65 м, осадку – 3,2 м, высоту надводного борта – 61 см. Паровая машина мощностью 300 л.с. обеспечивала скорость до 8 узлов. Вооружение – два 11 дюймовых гладкоствольных орудия Дальгрена во вращающейся башне. Броня набиралась из железных плит толщиной в 1 дюйм: бортовая – 5 слоев, башни – 8 слоев; палуба также была защищена железными плитами толщиной 0,5 дюйма. Экипаж – 59 человек. Кроме башни на палубе стояла маленькая и тесная рубка (в дальнейшем Эриксон при постройке «мониторов» размещал рубку на крыше башни), две дымовые трубы в кормовой части, причем перед боем их полагалось убирать, а также два вентилятора. Амбразуры башни имели особые крышки; орудия выдвигали вперед только перед выстрелом.

Командиром «Монитора» был назначен лейтенант Джон Л.Уорден, его помощником – лейтенант Сэмюэль Д.Грин, команду набирали из добровольцев, поскольку службу на подобном корабле считали очень опасной. К месту службы он вышел 6 марта 1862 г., на буксире и в сопровождении двух пароходов. По пути корабли попали даже не в шторм, а так – в зону небольшого волнения. Но и этого едва не оказалось достаточно, чтобы отправить «Монитор» на дно. Но как ни спешили северяне, они опоздали на день.

В субботу, 8 марта, корабли Конфедерации – «Вирджиния» и несколько небольших канонерских лодок и вооруженных пароходов – вышли из Норфолка и направились к Хемптонскому рейду. Там располагалась многочисленная и хорошо вооруженная эскадра северян, состоящая из парусных и паровых кораблей различных классов. Заметив подходящего противника, северяне выслали на разведку канонерскую лодку «Зуав», которая первой открыла огонь. Но «Вирджиния» дерзкую канлодку попросту проигнорировала. А дальше началось форменное избиение: хотя артиллеристы федерального флота энергично и достаточно метко обстреливали броненосец, они не смогли причинить ему повреждений. Южане действовали куда более успешно, артиллерийским огнем был подожжен большой 52 пушечный фрегат «Конгресс». Экипаж покинул обреченный корабль, пожар на котором продолжался всю следующую ночь. Затем выстрелы из пушек и таранный удар отправили на дно 32 пушечный «Камберленд». Его экипаж сражался до конца, но никакой героизм не мог помочь деревянному паруснику устоять в бою против броненосца. Фрегат «Миннесота» во избежание гибели выбросился на мель. Наступающая темнота и повреждения корпуса, полученные броненосцем при нанесении таранного удара, вынудили южан прекратить и отойти. Добить «Миннесоту» и уничтожить другие корабли северяне рассчитывали на следующий день.

9 марта броненосец Конфедерации столкнулся с новым противником. «Монитор» появился на Хэмптонском рейде еще накануне вечером, но уже после прекращения огня. Уорден и его люди видели пожар и взрыв «Конгресса», они знали, с кем придется сражаться. Южане, заметившие «Монитор» ночью в свете пожара, не сразу поняли, что это такое. Лишь когда окончательно рассвело, новый командир «Вирджинии» лейтенант Джонс (его предшественник Бьюкенен накануне был ранен) определил в неказистом «плоту с поставленной на него банкой» своего самого опасного врага.

Первый выстрел по «Монитору» южане сделали в 08: 30, но не попали в малоразмерную цель. Ответ оказался удачнее, но дальгреновские пушки не смогли пробить броню «Вирджинии». Затем и конфедераты начали добиваться попаданий, поразив наиболее заметную мишень – башню. Конструкция Эриксона испытание выдержала с честью. «Слабосильность» орудий дополнялась определенными недостатками их использования: южане не имели закаленных снарядов к нарезным 7 дюймовым орудиям, а северяне стреляли уменьшенными зарядами. «Монитор» по сравнению со своим технически несовершенным и ненадежным противником обладал лучшим ходом и легче управлялся, заметное преимущество давала ему и башня. Хотя и с ней проблем оказалось немало: и привести в движение, и остановить эту махину было совсем не просто. Возникало немало других технических трудностей, усугублявшихся недостаточной подготовкой недавно собранного экипажа.

Не добившись успеха в артиллерийской дуэли, Уорден решил таранить врага и повредить его винт, но немного промахнулся, корабли лишь слегка коснулись друг друга. В этот момент последовал выстрел из 11 дюймовой пушки, но даже в этом случае казематная броня «Вирджинии» оказалась вдавлена, но не пробита.

Джонс все-таки собрался добить «Миннесоту», но сам оказался на мели, сойти с которой удалось не сразу. Теперь командир «Вирджинии» намеревался таранить «Монитор», но его корабль имел слишком малый ход и не смог нанести сильный удар. При столкновении корабли на некоторое время сцепились, и южане уже рассчитывали взять врага на абордаж, но тут броненосцы разошлись. И опять выстрел из башенного орудия в упор не смог пробить броню каземата.

В целом броня обоих кораблей успешно противостояла попаданиям снарядов, хотя среди экипажей и были пострадавшие. Так, окалина с внутренней стороны железной брони попала Уордену в лицо, причем у лейтенанта пострадали глаза и он больше не мог командовать. Броненосец остался без управления, и только примерно через 20 минут лейтенант Грин принял командование на себя. «Вирджиния» в это время отошла и стала ждать продолжения боя. Но его не последовало.

Первый бой броненосцев в истории фактически завершился вничью. Он оказался единственным случаем, когда орудия «Монитора» вели огонь по противнику. 29 декабря 1862 г. он, следуя к Хемптонскому рейду на буксире после ремонта, был захлестнут волной. Около 23 часов корабль быстро затонул, унеся с собой 16 моряков; 49 членам экипажа удалось спастись. На месте его гибели в последней трети ХХ и начале XXI в. велись подводные работы, удалось поднять на поверхность винт, машину, башню и множество мелких предметов. Все они ныне экспонируются в музее. А слово «монитор» на многие десятилетия стало обозначать целый класс башенных низкобортных броненосцев, преимущественно прибрежного действия.

Из книги Мониторы северян, 1861–1865 автора Иванов С. В.

«Монитор» и «мониторная лихорадка» Колебания «Броненосной конторы» в плане одобрения проекта Эрикссона вполне объяснимы: слишком уж революционный корабль предлагал инженер. Один из конторских требовал от конструктора установить мачты и паруса, однако его предложения

Из книги "Слава". Последний броненосец эпохи доцусимского судостроения. (1901-1917) автора Мельников Рафаил Михайлович

Монитор «Роанак» Паровой фрегат «Роанак» вошел в состав флота в 1857 г. После знаменитых событий на Хэмптонском рейде, корабль принесли в жертву на алтаре военно-морских экспериментов. Фрегат направили в Нью-Йорк на завод для перестройки в под руководством мистеров Джона

Из книги Броненосцы Соединенных Штатов Америки "Мэн", "Техас", "Индиана", "Массачусетс", "Орегон" и "Айова" автора

14. Броненосец № 8 Добившись выяснения типа броненосца № 7 и все еще не веря в то, что и следующий броненосец № 8 будет позволено строить по тому же проекту, С.К. Ратник предпринял новые решительные меры давления на министерство. Понимание бесценности невозвратно утекающего

Из книги Броненосцы Японии. автора Белов Александр Анатольевич

Броненосец "Мэн"

Из книги Первые броненосцы Германии автора Быстров Алексей Александрович

Из книги Брустверно-башенные броненосцы “Глаттон”, “Девастейшен”, “Тандерер” и “Дредноут”. 1868-1908 гг. автора Мордовин Павел

Броненосец "Фудзи" В 1897 г. два броненосца первого класса "Фудзи" и "Яшима" пришли в Японию. Они стали для японского флота первыми линейными кораблями новейшего для того времени типа, которые и должны были стать основой морского могущества, обеспечить стране Восходящего

Из книги автора

Броненосец "Яшима" Броненосец "Яшима" заложили 28 декабря 1894 г. на верфи Армстронга (Armstrong С°) в Эльсвике (Elswick). Он получил заводской номер 625. Корабль спустили через четырнадцать месяцев (28 февраля 1896 г., т.е. ранее чем "Фудзи"). Броненосец вошел в строй 9 сентября 1897 г. Во время

Из книги автора

Броненосец "Ики" Броненосец "Ики". (Наружный вид. 1906 г.)Устройство русских кораблей, по безволию бездарного царя и его холуйского окружения попавших в руки японцев, неоднократно описано в отечественной литературе, поэтому остановимся лишь на некоторых вопросах, связанных

Из книги автора

Броненосец "Сагами" Заложенный 9 ноября 1895 г. в старом деревянном эллинге Балтийского завода эскадренный броненосец "Пересвет" был спущен на воду 7 мая 1898 г. и вошел в строй в 1901 г. Корабль имел следующие тактико-технические данные: длина наибольшая – 132,4 м, ширина – 21,8 м,

Из книги автора

Броненосец "Катори" Броненосец "Катори", однотипный с "Кашима", но имеющий незначительные отличия в размерениях, заложили 27 апреля 1904 г. на верфи фирмы Виккерса и Максима в Барроу. Заказ обоих броненосцев, как уже указывалось, последовал одновременно – в декабре 1903 г. (по

Из книги автора

Броненосец "Аки" 15 апреля 1907 г. в Куре состоялся спуск на воду эскадренного броненосца "Аки" (его спуск ожидался 6 августа 1907 г.), заложенного 15 марта 1906 г. Проектирование корабля завершили в 1905 г., достройку на плаву закончили в декабре 1909 г., но в строй он вошел только 11 марта

Из книги автора

Монитор “Арминиус” Арминиус – вождь древнегерманских племён, организатор войны против римлян.Корабль был приобретён Пруссией на средства, собранные по добровольной подписке, объявленной на создание немецкого военного флота. Стоимость составила 62890 талеров (1 886847

Из книги автора

Однобашенный монитор “Glatton” Монитор “Glatton” строился по чертежам г. Рида. Он был заложен в 1868 году, когда в Англии было обращено большое внимание на постройку башенных броненосцев разных типов. Приступая к его постройке английское адмиралтейство заявило в парламенте, в

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Двухбашенный монитор “Dreadnought” Этот броненосец, первоначально наименованный “Furu”, был начат постройкой в Пемброке в феврале 1870 года по чертежам г. Рида, который, руководствуясь основными принципами постройки “Devastation”, хотел создать новым броненосцем

"Монитор" - первый броненосец ВМС Военно-морские силы США, знаменитый прежде всего своим участием в первой в истории морских сражении битве броненосцев. "Монитор" стал основателем нового класса судов.

В 1859 году во Франции был заложен «La Gloire» - первый из абсолютно нового типа судов: корабль, снабжённый бронёй из стальных листов. В мире данное событие не осталось незамеченным и вскоре в Великобритании были заложены аналогичные суда, получившие название броненосцы. С этого момента природа морских сражений кардинально изменилась.

В ходе Гражданской войны в руки Конфедерации попал корпус корабля «Мерримак», который северяне не успели полностью уничтожить при отступлении из базы ВМС Военно-морские силы в Госпорте. Вскоре разведке северян стало известно, что «Мерримак», которого восстанавливали под именем «Виргиния» планируется воссоздать в новом качестве: в качестве броненосца, предназначенного для прорыва морской блокады портов Конфедерации.

Федеральные власти решили создать корабль, способный успешно противостоять надежде Юга, какой бы она ни была.

Шведский эмигрант Джон Эриксон, уже зарекомендовавший себя рядом технических новинок, предложил создать принципиально новый корабль, не имевший аналогов в мире. Более того, он заявил, что построит его всего за три месяца. Предложенный им проект оказался настолько убедительным, что президент Линкольн в свойственной ему манере сказал: «Я чувствую то же, что чувствует девушка, надевающая чулок: в этом что-то есть». Комиссия утвердила проект. И Эриксон сумел построить абсолютно новое судно всего за 100 дней.

Весь корпус корабля был выполнен из железа. Высота бортов составляла всего 60 см. Броня покрывала не только борта, но и палубу. Палуба была совершенно пустой, за исключением хорошо бронированной рулевой рубки и орудийной башни. Ближе к корме находились две дымовые трубы, которые требовалось демонтировать перед вступлением в бой.

Вращающаяся тяжелобронированная орудийная башня была вооружена двумя 11-ти дюймовыми (279 мм) гладкоствольными орудиями Дальгрена. Орудия заряжались с дула и выдвигались в порты после перезарядки на талях. Башня Монитора бронировалась многослойной бронёй толщиной в 8 дюймов. На момент спуска ни одно корабельное орудие флота южан не было способно пробить такую броню. По оценке первого командира корабля лейтенанта Уордена: «если снаряд ударит в башню под острым углом, то он отскочит от неё, не причинив повреждений». Орудия Дальгрена, которыми был вооружён корабль, действовали в духе морской стратегии того времени: они предназначались не для пробивания брони противника, но для разбития листов брони или попытки сорвать их крепления. Однако после разрыва одного из подобных орудий на испытаниях используемые пороховые заряды были серьёзно уменьшены.

Как корабль оригинальной конструкции, создаваемый в спешке "Монитор" обладал множеством недостатков. Проблемы были с трёхсотсильным двигателем, позволявшем развивать скорость всего в 9 узлов. Однако такая скорость зачастую была недостижима: сверхнизкие борта не только снижали видимость корабля для противника, но и сильно ухудшали его маневренность, к тому же при малейшем волнении на море волны просто перехлёстывали через борта. В своём первом переходе корабль попал в волнение на море было всего в 2-3 балла, но и этого оказалось достаточным, чтобы корабль добрался до цели только чудом. Волны перехлёстывали через борта, негерметичные люки пропускали воду внутрь. Низкие трубы были повалены волной и вода погасила топки котлов. Трюмы оказались полны ядовитого дыма, остановившиеся машины не позволяли использовать паровые помпы и корабль медленно тонул. Только улучшение погоды позволило вновь разжечь топки, откачать воду и продолжить путь.

Свои недостатки имела и новейшая система применения пара для вращения башни. По свидетельству лейтенанта Грини башня вращалась то туго, то легко и быстро. «Трудно было начинать вращение, а если оно уже началось, остановить его».

Многие недостатки корабля можно было бы исправить, но завершившиеся строительство «Виргинии» потребовало немедленного введения "Монитор" в строй.

В ходе боя броненосца южан «Виргиния» против блокадной эскадры северян 8 марта 1862 года преимущества нового типа судов проявились в полной мере. «Виргиния» не понеся никаких ощутимых потерь уничтожила два мощных корабля противника и тяжело повредила третий. Прибывший к месту сражения поздно вечером "Монитор" оказался последним средством способным оказать сопротивление «Виргинии».

Командовал «Монитором» лейтенант Джон Л. Уорден (англ. John L. Worden). Его заместителем был лейтенант Сэмюэль Дана Грини (англ. Samuel Dana Greene), во время боя находившийся в башне. Третьим по старшинству был лейтенант Элбан К. Стимерс (англ. Alban C.Stimers), служивший на «Мерримаке» до его захвата.

Узнав о трагических обстоятельствах боя 8 марта и опасаясь, что «Виргиния» поднимется вверх по Потомаку и атакует Белый дом и Конгресс, командование флотом отдало приказ "Монитор" срочно отправиться в Вашингтон. Однако Уорден то ли понимая, что целью южан является прорыв блокады, а не атака столицы, то ли просто опасаясь второго долгого перехода, могущего оказаться гибельным для судна, приказ предпочёл проигнорировать. По другой версии приказ не был передан Уордену исполнявшим обязанности командира эскадры капитаном Марстоном.

9 марта «Виргиния» выйдя в море для уничтожения «Миннесоты» столкнулась с "Монитор". Форма последнего была настолько необычна, что экипаж южан принял его то ли за бакен, то ли за плот и проигнорировал в качестве противника. Это позволило Уордену подойти вплотную и дать залп. Однако ядра отлетали от броневой защиты корабля южан. Впрочем и ответный залп «Виргинии» оказался безрезультатным. После одного из попаданий «Виргинии» Уорден вылез из башни и осмотрел выбоину оставленную снарядом. Позднее он написал: «за исключением нескольких трещин, корпус не был поврежден».

Корабли сопровождения «Виргинии», предпочитая не рисковать, вернулись к Норфолку.

После нескольких безрезультатных залпов южане попробовали поразить противника в бойницы орудий, но на "Монитор" пользуясь паровым приводом поворота башни разворачивали её после каждого выстрела, а не использовали имевшиеся тяжёлые железные плиты, предназначенные для этой цели, но сильно замедлявшие темп стрельбы и выматывающие матросов.

Однако вышло из строя переговорное устройство между башней и рубкой и приказы передавались через матросов бегающих по открытой палубе. По иронии судьбы оба матроса (Килер и Тофф) до службы на "Монитор" были людьми сухопутными и доставляемая ими информация зачастую искажалась. Ориентация же из самой орудийной башни была крайне затруднена: специальные отметины, позволявшие различать левый и правый борта вскоре были затёрты и Грини приходилось часто вести стрельбу полагаясь лишь на собственную интуицию.

Убедившись, что «Монитор» также неспособен причинить вред противнику лейтенант Уорден пытается таранить «Вирджинию» со стороны винта. Однако «Виргиния» лучше слушалась руля и сумела избежать столкновения. Тем не менее залп "Монитор" с минимального расстояния пробил таки броню «Виргинии», но деревянная подкладка оказалась неповреждённой и течь не образовалась. В свою очередь капитан «Виргинии» Джонс также попытался таранить противника. Однако специально приспособленного тарана, установленного на Виргинии, корабль лишился ещё вчера в столкновении с «Камберлендом». Попытка подмять днищем низкий монитор тоже оказалась безрезультатной: удар пришёлся вскользь.

В башне "Монитор" кончились снаряды, а для их дополнительной загрузки требовалось развернуть башню по носу корабля. Ошибочно приняв бездействие противника за поломку «Виргиния» вновь попыталась добить стоящую на мели «Миннесоту», однако вскоре "Монитор" вернулся в бой.

К исходу третьего часа боя наводчики «Виргинии» сменили тактику и стали целить в командирскую рубку. В результате одного из разрывов снарядов пострадал капитан Уорден: осколками и окалиной с внутренней стороны бронелиста ему выбило один глаз и повредило второй. Командование принял на себя лейтенант Грини, который принял решение уходить под прикрытие своих батарей: наступал отлив и даже корабль с столь малой осадкой рисковал оказаться на мели в виду береговых батарей противника, что привело бы к его потере. Кроме того, команда не спавшая с момента выхода корабля из Нью-Йорка устала как физически, так и психологически. Грини писал:

«Мои люди, да и я сам, были совершенно черны от дыма и пороха. Все мое белье было абсолютно черным… Я оставался на ногах так долго и был в таком взбудораженном состоянии, что моя нервная система совершенно измоталась. Нервы и мускулы резко сокращались, словно по ним постоянно пробегал электрический разряд… Я лег и попытался заснуть - с тем же успехом я мог попытаться взлететь».

Однако многочисленные наблюдатели на берегу считали иначе: помощник военного министра Фокс был возмущён отходом монитора и позднее требовал отстранения Грини от командования. Ряд газет как Севера так и Юга прямо обвинял экипаж "Монитор" в трусости.

Командование «Виргинии» было удивлено отходом "Монитор", он казался противнику неповреждённым и некоторые время ожидало его возвращения на рейде. Однако «Виргиния» оказалась не в состоянии сражаться с кем бы то ни было: корпус корабля ослаб от постоянных ударов, началась течь в деревянной основе судна, а начавшийся отлив грозил набравшему воды судну посадкой на мель. Корабль вернулся в Норфолк для ремонта.

Крайне маломощная тяжёлая промышленность южан, и так приложившая нечеловеческие усилия для создания «Виргинии» (на переплавку пускали даже металлические ограды частных домов в городах), не сумела восстановить судно.

Таким образов, несмотря на то, что поле боля осталось за «Виргинией», цель последней (прорыв блокады) оказалась неосуществлёнными, а цель "Монитор" (не допустить деблокады) оказалась успешно выполненной.

29 декабря 1862 года "Монитор" после ремонта следовал на буксире на тросе в Хемптон Роудс. Однако в районе 11 часов вечера случилось то, чего опасалась команда ещё во время самого первого похода: волны захлестнули корабль и он стремительно затонул. Вместе с кораблём погибло 4 офицера и 12 матросов (49 человек было спасено).

В 1973 году место гибели «Монитора», обнаруженное в 16 милях к юго-востоку от от мыса Гаттерас в Северной Каролине было объявлено первым национальным морским святилищем.

В 1998 году со дна моря был поднят винт корабля. 16 июля 2001 была поднята 30-тонная силовая установка. А в 2002 году после 41 дня работы со дня моря была поднята башня корабля. Во время подъема были найдены останки двух моряков, которые ожидают своей идентификации.

Нынче место гибели корабля находится под охраной Национального агентства океанологии и атмосферы (англ. U.S. National Oceanic and Atmospheric Administration). Многочисленные части корабля, поднятые со дна, находятся в музее в Виргинии.

В 1986 году место гибели "Монитор" было объявлено национальным историческим памятником.

Когда в море впервые встретились броненосцы в битве железных кораблей?
Как ни странно, но произошло это в США во время гражданской войны. В этот день в 1862 году в гавани Хэмптон Роудс (в устье Джеймс-ривер) произошло первое в мире сражение между двумя броненосными кораблями — "Монитором" северян и "Виргинией" южан.
20 апреля 1861 года войска южных Штатов захватили военно-морскую базу Госпорт в Виргинии, где им достался паровой фрегат "Merrimack". Правда, северяне успели его поджечь а затем и затопить на отмели. Вся верхняя часть корпуса до ватерлинии сгорела, а отсеки были заполнены водой.
Южане, практически не имевшим военно-морского флота, решили создать из трофея корабль нового типа. Идея обшивать корабли железом тогда уже была не нова - ещё в 1854 году французы начали строительство трёх плавучих батарей, деревянные борта и палубы которых обшили толстыми железными плитами. При бомбардировке русской крепости Кинбурн в 1855 году они успешно использовались против русских береговых батарей.
И вот американцы в центральной части корпуса захваченного корабля из дубовых и сосновых досок толщиной в два дюйма построили большую рубку длиной около 50 м. Её стенки защищались двумя слоями железных плит общей толщиной в 10 см, а крышу покрыли железными решетками. Поверх них положили железные 2х-дюймовые плиты. Вооружение корабля составляли десять пушек - 6 девятидюймовых орудия системы Дальгрена и 4 нарезных орудия системы Брука (2 - 7-ми" и 2 - 9"-дюймовых). Корабль назвали "Виргиния".

CSS Virginia - настоящая фотография.


Узнав о строительстве такого корабля южанами, северяне подготовили им свой ответ - по проекту эмигранта из Швеции Джона Эриксона они заложили "Monitor" - совершенно новый и непохожий ни на что боевой корабль.
Бортовая броня была толщиной в 5 дюймов, днище изготовили тоже из броневых листов. Бронированными были палубный настил и борта. Самым необычным изобретением изобретением, применённым на "Мониторе", стала орудийная башня с двумя 11-дюймовыми пушками. Она могла поворачиваться, избавляя корабль от необходимости совершать сложные маневры при ведении огня.

USS Monitor - современная реконструкция.


8 марта 1862 года "Виргиния", возглавлявшая отряд из пяти кораблей южан, атаковала эскадру федералов в устье Джеймс-Ривер. Северяне в беспечности своей не были готовы к бою, не выслали сторожевых судов и чувствовали себя настолько спокойно, что даже развесили для просушки белье - дело происходило в "банный день" - субботу.
Броненосец южан начал с тарана 22-пушечного корвета "Камберленд", который тут же затонул. Заием "Виргиния" двинулась на 50-пушечный фрегат "Конгресс", который под снарядами южан спустил свой флаг. Спешивший на выручку "Конгрессу" фрегат "Миннесота" сел на мель.
Из-за наступивших сумерек, южане решили отложить разгром флота северян на следующий день.
В 8 часов утра 9 марта эскадра конфедератов двинулась добивать "Миннесоту" (подожжённый бомбами "Конгресс" накануне взорвался). И тут южане увидели прибывший ночью "Монитор", который они сначала приняли за большой плавучий буёк.
Три часа продолжалась артиллерийская дуэль железных монстров, в течение которой "Монитор" кружил вокруг "Виргинии", обстреливая её с разных сторон, а южане отвечали бортовыми залпами. Однако бомбические снаряды, успешные против деревянных кораблей, не причиняли особого вреда ни тому ни другому броненосцу.

Бой броненосцев.

Тогда "Монитор" попытался таранить противника. Он устремился к кормовой части "Виргинии", чтобы повредить её винты и руль. Но южане сумели уклониться от удара. То же самое, в свою очередь, попытались проделать и они, но накануне при атаке корвета "Камберленд" "Виргиния" потеряла свой железный таран, а её деревянный форштевень нанес "Монитору" лишь очень незначительный урон. В конце концов броненосцы разошлись в разные стороны.
Федералы считают исход поединка на Хэмптонском рейде своим успехом, так как деревянные корабли северян были спасены от неминуемого уничтожения. Опять же, историю на правах победителей пишут они, но я полагаю, что южане были более успешны, ибо они всё-таки уничтожили несколько кораблей противника.

Первенцам битвы броненосцев "Виргинии" и "Монитору" не суждена была долгая жизнь. В мае 1862 года Потомакская армия северян приблизилась к Норфолку и южане сами уничтожили свой первый броненосец. Спустя семь месяцев, 29 декабря 1862 года "Монитор" затонул в штормовую погоду.
Надеюсь, дорогие мои читатели, что вы узнали для себя что-то новое.

When there was the first battle between ironclad battleships?
May be it is strange, but it happened in the U.S. during the Civil War. On this day in 1862 in the harbour of Hampton Roads (at the mouth of the James River) there was the World"s first battle between two armored ironclad ships - "Monitor" of Northerners and "Virginia" of Southerners.
At dawn on 9 March 1862, CSS Virginia prepared for renewed combat, which was yesterday against sail ships of the Federals. The previous day, she had utterly defeated two big Federal sail warships, "Congress" and "Cumberland", destroying both and killing more than 240 of their crewmen. Today, she expected to inflict a similar fate on the grounded steam frigate "Minnesota" and other enemy ships, probably freeing the lower Chesapeake Bay region of Union seapower and the land forces it supported. "Virginia" would thus contribute importantly to the Confederacy"s military, and perhaps diplomatic, fortunes.
However, as they surveyed the opposite side of Hampton Roads, where the "Minnesota" and other potential victims awaited their fate, the Confederates realized that things were not going to be so simple. There, looking small and low near the lofty frigate, was a vessel that could only be USS "Monitor", the Union Navy"s own ironclad, which had arrived the previous evening after a perilous voyage from New York. Though her crew was exhausted and their ship untested, the "Monitor" was also preparing for action.
Undeterred, "Virginia" steamed out into Hampton Roads. "Monitor" positioned herself to protect the immobile "Minnesota", and a general battle began. Both ships hammered away at each other with heavy cannon, and tried to run down and hopefully disable the other, but their iron-armored sides prevented vital damage. "Virginia""s smokestack was shot away, further reducing her already modest mobility, and "Monitor""s technological teething troubles hindered the effectiveness of her two eleven-inch guns, the Navy"s most powerful weapons. Ammunition supply problems required her to temporarily pull away into shallower water, where the deep-drafted "Virginia" could not follow, but she always covered the "Minnesota".
Soon after noon, "Virginia" gunners concentrated their fire on "Monitor""s pilothouse, a small iron blockhouse near her bow. A shell hit there blinded Lieutenant John L. Worden, the Union ship"s Commanding Officer, forcing another withdrawal until he could be relieved at the conn. By the time she was ready to return to the fight, "Virginia" had turned away toward Norfolk, where I was several times during my marine career.