Профессия проводник. Проводник – главный по вагону Образование по специальности проводник пассажирских вагонов

Многим из нас кажется, что профессия проводника не отличается большой сложностью. Но мало кто задумывается над тем, что помимо проверки билетов и выдачи постельного белья у проводников есть и масса других обязанностей. Например, они должны уметь оказывать первую помощь, убирать вагон до и после поездки. Итак, сколько получают проводники и от чего это зависит?

Профессия проводник востребована сразу в нескольких транспортных отраслях. Но в независимости от места работы в список должностных обязанностей входит следующее:

  1. Обслуживание пассажиров.
  2. Содержание внутреннего инвентаря вагона в исправном состоянии.
  3. Отопление вагонов в зимнее время.
  4. Проверка ручных тормозов.
  5. Выдача постельного белья.
  6. Оповещение пассажиров о названиях пунктов остановки.
  7. Сухая и влажная уборка.
  8. Оформление таможенных деклараций.

На этом список обязанностей проводника не заканчивается. При возникновении аварийных ситуаций он должен обеспечивать безопасность пассажиров и уметь оказывать необходимую медицинскую помощь.

От чего зависит окончательный размер зарплаты

Самое главный фактор, влияющий на размер зарплаты – это количество отработанных часов. Далее многое зависит от назначения рейсов. Работники поездов дальнего следования, получают больше чем их коллеги с пригородных маршрутов.

На то какая зарплата у проводников также влияет следующее:

  1. Сезонность.
  2. Сложность рейсов.
  3. Количество ночных смен.
  4. Класс поезда.

Кроме того в ряде поездов дальнего следования проводник должен выполнять план продаж продуктов и услуг. Его выполнение может значительно увеличить размер премиальных выплат. Выслуга лет и направление также могут дать существенную добавку. Еще некоторые проводники за отдельную плату в частном порядке оказывают услуги по передаче посылок, что иногда тоже дает неплохую прибавку к основному окладу.

В некоторых случаях рассчитывать на премию не приходится. Случается это в основном из-за невнимательности или халатного отношения к работе. Например, если проводник теряет часть постельного белья или в ходе ревизорской проверки были выявлены существенные нарушения в исполнении должностных обязанностей.

Размер зарплат в столице и регионах

Согласно статистическим данным с такого известного ресурса как trud.com по профессии проводник ежедневно открыто более 200 вакансий. Для 73% из них размер зарплаты указан в пределах от 14000 до 27000 рублей. Для 16% – от 5000 до 14000 рублей. И лишь всего 9% работодателей готовы платить от 27000 до 41000 рублей.

Зарплата в Москве и других крупных городах

Если рассматривать статистические данные в отдельности по крупным городам, то больше всех зарабатывают проводники из Санкт-Петербурга, их средний доход составляет 26000 рублей. Далее идут их столичные коллеги со средней зарплатой в 25000 рублей. Тройку лидеров закрывают проводники из Свердловска, их средняя зарплата составляет 19000 рублей. При этом выгоднее всего работать проводником на так называемых фирменных поездах. Уровень заплаты таких служащих значительно выше среднего.

Зарплата в регионах

Как и у большинства других профессий, проводники из регионов получают значительно меньше. Их средняя зарплата колеблется в пределах 17000 рублей. Кроме того и выбор вакансий здесь значительно меньше.

Согласно статистике с сайта trud.com самый высокий заработок у проводников с Чеченской республики, их средний доход составляет 54000 рублей. За ними идут коллеги с Амурской области с зарплатой в 44000 рублей. На третьем месте работники с Новгородской области – 40000 рублей.

  1. Республика Карелия – 38000.
  2. Мурманская область – 38000.
  3. Ленинградская область – 36000.
  4. Красноярский край – 34000.
  5. Бурятия – 30000.
  6. Саратовская область – 26000.
  7. Пензенская область – 26000.


Рейтинг областей России по уровню зарплаты для профессии Проводник

На какие доплаты и льготы могут рассчитывать проводники

Как все и остальные служащие РЖД проводники могут рассчитывать на полный социальный пакет. Также это одна из немногих организаций в которой есть собственный профсоюз. Именно он следит за правами работников и старается добиться для них более выгодных условий работы. Сейчас проводник пассажирских поездов может рассчитывать на следующие льготы:

  1. Бесплатный проезд на поезде.
  2. Отпускные.
  3. Оплачиваемый отпуск в связи с регистрацией брака и рождением ребенка продолжительностью до 5 дней.
  4. Дополнительное пособие при рождении ребенка.
  5. Ежемесячная доплата матерям с детьми в возрасте до 3 лет.
  6. Дополнительную выплату на второго и более ребенка.
  7. Компенсацию при увольнении по инициативе компании.

Выше перечислены далеко не все льготы. На самом деле их список довольно обширен.

Как стать проводником

Получить профессию проводника просто. Для этого нужно закончить техникум, училище или курсы по специальности «проводник пассажирских вагонов». В программу обучения обязательно входят такие предметы как русский язык, деловая этика и психология. Кроме того будущие проводники изучают электрооборудование вагона, пожарную безопасность и физику.

После окончания обучения будущим специалистам присваивается разряд. 2-й – позволяет работать только на поездах пригородного следования, 3-й – дальнего, 4-й разряд самый престижный получить его сразу после обучения не получится. Он присваивается только после 2 лет работы и прохождения курсов повышения квалификации. Этот разряд позволяет стать сотрудником фирменного поезда с самой высокой оплатой труда.

Для устройства на работу потребуется взять свидетельство об образовании или диплом и санитарную книжку. После прохождения собеседования специалист одела кадров примет окончательное решение.

Достоинства и недостатки профессии

Самым главным недостатком профессии проводника является длительное отсутствие дома. Эта проблема особенна актуальна для тех, кто работает на маршрутах большой протяженности. Следующая проблема – это необходимость постоянного контактирования с самыми разными людьми. Не все пассажиры отличаются дисциплинированностью. Некоторые после посадки употребляют крепкие напитки и досаждают окружающим.

После принятия смены проводник должен бодрствовать даже в ночные часы, а по прибытии в пункт назначения полностью подготовить вагон к отправке в обратный рейс. А на это иногда уходит 4-5 часов, что, конечно же, никто не принимает во внимание.

Также одной из самых главных проблем профессии являются систематические переработки. Особенно часто они случаются в летнее время. Количество вагонных составов увеличивается, а нанимать на работу новых сотрудников компания не торопится.

Из достоинств профессии проводника стоит отметить полный социальный пакет и ежегодный оплачиваемый отпуск. Также при получении высшего образования можно рассчитывать на возможность карьерного роста до должности начальника поезда.

На данный момент профессия проводника популярностью не пользуется. На эту работу чаще всего соглашаются молодые специалисты, не имеющие опыта работы. Да и отсутствие перспектив увеличения уровня зарплат не добавляет ей шансов. На протяжении ряда лет уровень роста зарплат был самым минимальным.

Тем не менее, соискателей на вакансию проводников много. Объясняется это предоставляемым социальным пакетом и рядом льгот. Кроме того даже после выхода на пенсию РЖД для бывших сотрудников сохраняет право на бесплатный проезд.

Железная дорога по-прежнему остаются наиболее дешевым способом путешествий в России. Несмотря на продолжительность, в некоторые регионы до сих пор проще доехать на поезде, нежели на самолете.

Ну а при долгих поездках на первый план выходит комфорт и безопасность. Обеспечивать их в том числе должен специально обученный персонал пассажирских вагонов – проводники.

Суть работы проводника и его обязанности

В официальных документах, включая справочник рабочих профессий, эта должность так и называется – «Проводник пассажирского вагона». Ну а в обиходе, разумеется, почти сразу закрепилось краткое название.

Так или иначе, проводник – это работник состава, который следит за безопасностью и комфортом пассажиров во время поездки. Аналогичные задачи выполняют стюарды и стюардессы в пассажирских самолетах и на морских судах.

Однако у железной дороги есть своя специфика, поэтому и профессия проводника стоит несколько в стороне. Во-первых, поезд в пути производит много остановок, во-вторых, посадка и высадка пассажиров происходит регулярно, в-третьих, железная дорога представляет собой объект повышенной опасности и нужно внимательно следить за действиями пассажиров.

В обязанности и задачи проводников входит:

    проверка билетов и размещение пассажиров;

    регулярная влажная и сухая уборка в помещениях вагона;

    проверка коммуникаций (освещение, пожарная сигнализация, отопление, системы кондиционирования) в вагоне;

    объявление станций по просьбе пассажиров, выдача постельного белья, горячего чая и кофе, обеспечение питания инвалидов и пассажиров с детьми;

    оформление дорожных ведомостей и выдача таможенных деклараций при работе на международных маршрутах;

    обучение стажеров;

    наблюдение за безопасной посадкой и высадкой пассажиров.

Проводник вагона может работать как один, так и с напарником. Хотя по трудовому законодательству на каждый вагон полагается два работника. В пути они подчиняются начальнику поезда, который обычно находится в головном вагоне по ходу следования.

Характерно, что большая часть вакансий проводников заняты женщинами, хотя по сути у данной профессии нет каких-то гендерных ограничений. Скорее это дань традициям и общественные стереотипы, поскольку сфера обслуживания ещё со временем СССР почти целиком состояла из женщин.

Требования к навыкам и умениям проводника

Работа проводника не так уж сложна на первый взгляд, но это только кажется. Обязанностей у него много, а требований – ещё больше.

Более того, работа проводника только на первый взгляд кажется романтичной. Учитывая, что две трети дней в году проводник находится в дороге, а при этом у многих есть семья и дети, не добавляет никакой романтики. При этом все рабочее время он посвящает довольно монотонным обязанностям, а не разглядыванию видов из окна.

Также к проводнику предъявляются довольно жесткие требования по внешнему виду. Особенно, если речь идет о работе в купе и вагонах бизнес-класса. Проводник должен всегда выглядеть опрятно и презентабельно, быть пунктуальным и ненавязчивым. Кроме того, как и в любой профессии сферы обслуживания, проводники часто сталкиваются с конфликтами. Уметь их улаживать – важный навык для хорошего работника.

Также абсолютный минимум знаний для проводника:

    Системы сигнализации на железной дороге;

    Устройство тормозной системы, пожарной сигнализации, автосцепки вагонов и других систем;

    Инструкции по пожарной безопасности, охране труда и должностной инструкции проводника;

    Умение оказать доврачебную помощь при необходимости;

    Знание географии расположения населенных пунктов по маршруту следования.

В случае, если проводник работает на международных маршрутах, к этим знаниям добавляется также иностранный язык (преимущественно английский), географию стран по пути следования состава, тарифы международного сообщения.

Разряды профессии проводника пассажирских вагонов

Как и любая иная рабочая специальность, профессия проводника подразделяется на квалификационные разряды, начиная со 2-го и заканчивая 4-ым.

Различия между ними только в уровне допуска для работы. На начальном этапе проводник может работать только в поездах пригородного сообщения. При наиболее высокой квалификации – в фирменных вагонах и на международных составах.

Карьерные перспективы при работе проводником

Если говорить о карьерном росте проводника, то он не так уж велик. Да, можно повышать квалификацию и постепенно дорасти до проводника «Сапсана» или какого-нибудь фирменного вагона на европейском направлении. Условия там значительно лучше, однако, и требования строже.

Чтобы претендовать на работу в фирменном вагоне, проводнику предстоит как минимум год отработать на поездах дальнего следования, а затем представить свою кандидатуру на рассмотрение квалификационной комиссии.

Верхней ступенью в карьере проводника считается должность начальника поезда. Однако для этого необходимо отучиться в высшем учебном заведении железнодорожной направленности по специальности «Организация перевозок и управление на железнодорожном транспорте».

Где выучиться на проводника пассажирского вагона

Выучиться на проводника вагона не так уж сложно. Получить такое образование может любой совершеннолетний человек со школьным аттестатом. Курсы проводников в России организуются, как правило, крупнейшим оператором пассажирских перевозок – ОАО «РЖД», а точнее его дочерними компаниями и региональными филиалами. Сроки обучения на таких курсах занимают 1,5 месяца с последующей выдачей удостоверения и сертификата.

Одним словом, обучиться на проводника не представляет особой сложности. Нередко на такой работе трудятся студенты во время летних каникул в качестве подработки. Хотя, следует сказать, что в последнее время работодатель все менее охотно предлагает данную вакансию из-за высокой текучки кадров.

Вакансии проводников на рынке труда, средняя зарплата

Одно из главных преимуществ работы проводником – востребованность. Вакансий для таких специалистов всегда хватает.

А вот зарплата не является сильной стороной профессии. В среднем проводник может рассчитывать на 30 тысяч рублей. Учитывая ответственность за здоровье пассажиров и частые разъезды, не такое уж высокое жалование.

Плюсы и минусы работы проводником

У профессии проводника пассажирского вагона есть ряд преимуществ:

    легкость в получении образования;

    востребованность;

    отсутствие ограничений по возрасту, полу и уровню образования;

    льготный проезд на железной дороге, лечение и диспансеризация за счет РЖД.

Минусы у работы проводника также весьма значительны:

    невысокая оплата труда, если речь идет об обычных поездах;

    частые и затяжные поездки;

    посменная работа без выходных и праздников;

    высокий стресс из-за большого количества обязанностей и общения с людьми;

    высокий уровень ответственности;

    вероятность несчастных случаев и аварий на железной дороге.

Пассажиры поездов, общаясь с персоналом железной дороги, задумываются о том, сколько зарабатывают проводники и что входит в обязанности людей, большую часть жизни проводящих в пути. Кому-то профессия кажется романтичной и интересной. Однако мало кто задумывается о том, что работа проводника предполагает не только путешествия, но и ответственность, и массу обязанностей, для выполнения которых нужно обладать рядом качеств.

Проводник — профессия для тех, кто любит путешествия и яркие впечатления

Прежде чем разбираться в вопросе, что представляет собой зарплата проводника пассажирского поезда, нужно понять, за что собственно платят. Главная обязанность ответственного за вагон — обеспечивать пассажирам комфортный и беспроблемный проезд в течение пути следования. Помимо этого, в обязанности проводников входит:

  • контроль посадки и высадки пассажиров;
  • и документов;
  • предоставление гражданам информации о том, что поезд прибыл в их точку назначения;
  • ответственность за санитарное состояние вагона;
  • предоставление пассажирам напитков, чая, постели и т. д.;
  • обеспечение порядка во вверенном вагоне и, в случае необходимости, вызов вышестоящих сотрудников.

Перечислены лишь основные обязанности проводников. Особенность профессии в том, что в пути нередко возникают непредвиденные ситуации. Часто приходится быстро принимать решения и действовать по обстоятельствам.

Требования к соискателям на должность

Чтобы стать проводником в России, нужно иметь профильное образование не ниже средне-специального уровня. Соискатели проходят собеседование в одном из отделов РЖД, после чего принимается решение и даётся ответ.

Самое сложное в жизни проводника пассажирского вагона — необходимость длительного нахождения вдали от дома. В таких условиях сложно строить личную жизнь, продолжать учёбу, ходить в спортзал и т. д. Многие чувствуют себя оторванными от нормальной жизни. Не говоря уже о том, что сложно соблюдать график питания, высыпаться и в целом следить за здоровьем.

Трудна работа на маршрутах с большой протяжённостью. В России таких маршрутов много, так как страна наша протянулась на 1000 км. Работников таких поездов после возвращения из рейса предоставляется возможность побыть дома с семьёй. Однако есть норма времени в пути, которую нужно соблюдать. В противном случае это негативно скажется на заработной плате.

Кстати, проводники, которым по долгу службы приходится , имеют доходы выше.

Что сегодня предлагает работодатель соискателям на должность «проводник пассажирского вагона» в разных городах

Что влияет на заработок проводника

Доходы представителей профессии отличаются. На них влияют:

  • дальность следования поезда;
  • принадлежность поезда к определённому классу;
  • сложность пути;
  • сезонность;
  • количество отработанных суток, а также количество отработанных часов в ночное время;
  • стаж работы.

Чтобы ответить на вопрос, какая заработная плата у конкретного проводника, нужно сопоставить всё вышеперечисленное.

Из чего складывается доход проводника

У каждого проводника, работающего на обслуживании пассажирских поездов, есть фиксированная ставка. Получить её можно, если выполнить месячную норму часов. В 2019 году эта норма составляет 176 часов. Если работать меньше, соответственно будет уменьшен и оклад. Большинство проводников, работающих на российском железнодорожном транспорте, отрабатывают больше часов, чтобы получать больше денег.

Помимо оклада, проводники получают:

  • бонусы;
  • премиальные;
  • доход от неофициальной пересылки посылок граждан.

Железная дорога предоставляет сотрудникам льготы. К ним относится и возможность бесплатно ездить на поездах РЖД. Кроме того, сотрудникам сферы положены льготы, предусмотренные федеральным и муниципальным законодательством России. Это:

Часть социального пакета работников РЖД

Это лишь часть преференций, на которые могут рассчитывать проводники.

Чтобы привлечь на работу новых сотрудников, РЖД вынуждена создавать для них максимально приемлемые условия.

The Village продолжает выяснять, как устроен личный бюджет представителей разных профессий. В новом выпуске - проводник пассажирского вагона. Работа проводника многим кажется романтичной - поезда дальнего следования, разные города и случайные собеседники. Сюда несложно устроиться: РЖД принимают всех желающих при наличии среднего образования, только нужно пройти подготовительные курсы. Но вот работа достаточно тяжелая, а зарплата невысокая. Мы спросили у молодого человека, который мечтал стать проводником и теперь работает в поезде, как он относится к своей работе, сколько получает и на что тратит деньги.

Профессия

Проводник

Средняя зарплата

22 000 рублей

Траты за прошлый месяц

7 000 рублей

аренда половины квартиры в Новосибирске

2 000 рублей

временная регистрация

500 рублей

оплата телефона

6 000 рублей

продукты

2 000 рублей

сувениры

2 000 рублей

500 рублей

транспорт

2 000 рублей

накопления

Как стать проводником

Я родился в Бийске Алтайского края, позже моя семья переехала в Москву, где прожила всего полтора года, но я очень полюбил этот город. Тогда много приходилось ездить на общественном транспорте, и мне сильно захотелось стать машинистом. Потом мы снова вернулись в Алтайский край. После девятого класса, горя желанием стать машинистом, я поступил на специальность «слесарь подвижного состава, проводник пассажирских вагонов, осмотрщик-ремонтник вагонов, оператор» в техникум Новосибирска (так как обучение в Москве семейный бюджет бы не потянул). Проучился четыре года, а на втором курсе летом была возможность попробовать себя в работе проводника и подзаработать. После этого у меня все желание пропало: был ужасный коллектив, деньги непонятно как платили - за два месяца вышло 47 тысяч рублей. После учебы попал по распределению в РЖД. Благодаря хорошим оценкам у меня был выбор, и я выбрал работу проводника пассажирских вагонов. В будущем хочу перебраться в Москву.

Вообще, это работа для людей 35–45 лет, у кого есть большой стаж в другой сфере. Для таких даже есть специальные трехмесячные курсы. Чтобы начать работать, проводнику нужно пройти медкомиссию, оформиться в отделе кадров, сдать экзамены по охране труда и технике безопасности. Еще нужно пройти тест, в котором больше 250 вопросов. Там требуется быстро и правильно посчитать, запомнить числа, решить головоломку и так далее. Бывает, что некоторые его не проходят.

Особенности работы

Проводник должен уметь и знать все: посадить пассажира, выдать ему комплект белья, записать в бланк строгой отчетности, предупредить за 40 минут до его выхода, высадить его. Следить за чистотой в салоне: не меньше двух раз за поездку убираться в вагоне, а в туалете - не меньше четырех раз. Это как игра Sims, где у героев есть индикатор: если он зеленый, то все довольны. Так и пассажиры: чуть не уследил, и сразу недовольство.

У проводника много профессий - например, грузчик, официант, психолог. Большие толстые мешки с грязным бельем нужно утащить к себе в купе. Нужно ходить с подносом и говорить пассажирам о том, что в продаже есть чайная продукция и сувениры. Еще нужно быть немножко энциклопедией - на каждой станции пассажиры спрашивают: «В какой области мы находимся?» или «А какая река здесь протекает?», «А какая численность у этого города?» и так далее. Иногда разруливаешь ссору между пассажирами или они сами приходят поговорить, потому что несколько суток в поезде тяжко для них. Многие пассажиры подходят ко мне сами и спрашивают о работе - нравится или нет. Вообще, у нас нельзя критиковать свою работу, но я отвечаю как есть, что получаю мало и что работать проводником врагу не пожелаешь.

Сейчас на улице холодно, а пассажиры первым делом спрашивают о кондиционировании. У меня был случай, когда в Ростове-на-Дону пассажиры не успели сесть на станции, а в вагоне остался только их сын 14 лет. Он не знал номера телефонов. Начальник поезда связался со станцией, родители в итоге поехали догонять поезд на такси, отдали 5 тысяч рублей. А в прошлой поездке у нас между станциями загорелся локомотив, машинист сделал экстренное торможение, у меня вся посуда упала и разбилась. Пассажиры же вскочили и начали паниковать. Спустя 40 минут мы поехали, хотя вроде бы еще локомотив не дотушили: если бы простой был больше, вся бригада лишилась бы премии.

Я готовлюсь к поездке так: за сутки до отправления еду в магазин за покупками. Выходит около 3 тысяч рублей, и так дважды в месяц. На следующий день в назначенное время (за восемь часов до отправления поезда) приезжаю в парк на планерку. С собой у меня чемодан, сумка и большой пакет с едой. На планерке присутствует начальник поезда, инструктор и проводники, с которыми я поеду в рейс. Начальник поезда раскидывает нас по вагонам, обычно в паре мальчик-девочка. Я работаю недавно, и все напарники для меня новые. Еще говорят, в каком классе мы поедем - плацкартный, купейный или СВ. Я полюбил плацкартный, потому что все пассажиры на виду, я знаю, кто и где, да и убираться проще. Дальше мы идем в вагоны; для меня счастье, когда я вижу, что вагон новый. Мы принимаем вагон - считаем инвентарь, получаем чистящие средства, мусорные мешки, мыло, бумагу и товар, который пойдет на продажу. А коллектив раз на раз не приходится, иногда у людей в запасе матерных слов больше, чем обычных.

Затем начальник поездка обходит состав, проверяет, все ли в порядке. За час мы прибываем на вокзал, а за 30 минут начинается посадка. Я должен быть одет строго по форме и быть лицом компании. Сейчас темнеет рано, и еще нужно вовремя включать свет и переключать с вечернего на ночной, перестраиваясь по местному времени. Большой минус - в дороге совсем мало ешь, много нездоровой пищи, и я теряю в весе (ну а женщины - наоборот).

Поездка в одну сторону занимает четыре дня. Меняется климат, часовой пояс и пассажиры. В последние сутки пути проводники делают отчет и уборку. По приезде мы идем в душ, в магазин за продуктами, иногда сувенирами, и в тот же день уезжаем назад с новыми пассажирами. Но они не должны видеть нашу усталость. По приезде также сутки не спим: после того, как все пассажиры выйдут, мы начинаем считать инвентарь заново, в случае недостачи определенную сумму могут вычесть из зарплаты. Если поезд приезжает в 09:45, то домой я прихожу в 15:45, если повезет. Все это время не оплачивается, оплачивается только время поездки.

Также надо сдать белье пассажиров, нехватку тоже вычитают из зарплаты. Потом идем к нормировщикам, они назначают следующий рейс, называют дату и направление. В особый режим (летом, когда поезда ходят каждый день) отдых занимает 30–50 % времени (например, после восьмидневной поездки три-четыре дня отдыха), в обычное время - после восьми дней поездки семь-девять дней отдыха.

Зарплата и траты

Летом отдохнуть никак не получалось: двое суток отсыпаешься, на следующий день идешь в магазин, а потом в поездку. Сейчас я больше отдыхаю, но часов меньше, поэтому, соответственно, зарплата ниже. Зарплата зависит от времени, проведенного в дороге. В удачный месяц я получаю 34 тысячи рублей, в неудачный - 14–17 тысяч рублей. В среднем выходит 22 тысячи рублей. За август я накатал 222 часа - это 16 198 рублей плюс 20%-ный коэффициент и аванс за предыдущий месяц - 7 700 рублей. Такая сумма меня не устраивает. Хочу перебраться в Москву и стать машинистом метро.

Мы с мамой снимаем квартиру, и я плачу половину - 7 тысяч рублей. На продукты в поездку трачу 6 тысяч рублей. Еще ем фастфуд, а когда приезжаем в какой-нибудь город, то покупаю сувениры там. На секции и в спортзал ходить возможности нет, а уж о здоровом питании можно забыть. Еще из расходов - транспорт (500 рублей) и оплата телефона. После этого денег почти не остается. В прошлом месяце много денег отдал за временную регистрацию. А остальные коплю на что-то хорошее, на ту же одежду не меньше 5 тысяч рублей надо отдать.

Каждый раз, отправляясь в путешествии на пассажирском поезде, невольно задаешься вопросом: что же входит в круг обязанностей проводника РЖД? Ведь это именно тот человек, который встречает пассажиров на перроне, сопровождает их на протяжении всей поездки и провожает по прибытию на конечную станцию маршрута. Поэтому так важно знать, что можно требовать от проводника, а что вовсе не входит в сферу его деятельности.

Обслуживание пассажиров

Создание комфортных условий для проезда граждан – вот главная прерогатива тех, кого мы называем проводником. Поэтому их основные обязанности связанны именно с оказанием услуг пассажирам. В их число входит:

  • контроль проездных и личных документов пассажиров в начале пути следования;
  • физическая помощь при посадке тем людям, кто не может занять или найти своё место самостоятельно;
  • раздача постельных принадлежностей и полотенец в начале поездки, а также их сбор за полчаса до выхода пассажира из поезда;
  • по просьбе проводник может и расстелить постель, в первую очередь делая это для путешествующих с малышами, людей в возрасте или с ограниченными возможностями;
  • предложение к покупке горячих и холодных напитков, а также прочего ассортимента продовольственных товаров, для этого проводники обязаны трижды за день обходить каждое купе. В любое другое время пассажиры могут самостоятельно обратиться в купе проводника за необходимым товаром;
  • если кто-то в вагоне попросит принести ему щётку для обуви или одежды, а также настольные игры, проводник обязан будет принести всё это к месту обратившегося;
  • поддержание высокой температуры горячей воды в котле;
  • проверка постоянного наличия холодной воды;
  • обеспечение тишины в вагоне в ночное время суток, которое начинается за час до полуночи и длится до 6 часов утра;
  • приглашение обслуживающего персонала из вагона-ресторана для принятия от пассажиров заказа;
  • подъём граждан после сна ориентировочно за полчаса до их выхода в пункте назначения.

Обслуживание вагона

Для того чтобы время проведённое в поезде было комфортным и приятным для каждого путешественника, у проводников есть и ряд должностных обязанностей, которые направлены на наведение порядка и чистоты на подведомственной им территории:

  • каждые 12 часов производить влажную и сухую гигиеническую уборку в местах общего пользования и в купе;
  • через каждые 6 часов прибираться в каждом тамбуре и санузле;
  • ежечасно восполнять в санузлах запас гигиенических расходников: мыла, бумаги, одноразовых бумажных полотенец;
  • собирать отходы и мусор, избавляться от них на специальных станциях;
  • протирать чистой влажной тряпкой ручки в тамбурах перед каждой остановкой на станциях по ходу движения состава;
  • контролировать видимость и читаемость табличек, на которых указаны номер поезда и вагона, а также маршрут его следования.

В холодное время года, особенно зимой, обязанностей по обслуживанию вагонов и тамбуров становится чуть больше. К ним добавляются следующие:

  • поддержка оптимальной температуры в вагоне;
  • чистка тамбуров от снега и ледяных наростов;
  • в целях предотвращения замораживания сливов сантехники, обдавание их кипятком по мере необходимости;
  • перед заправкой воды счищать снежные и ледяные наросты с заправочной трубы;
  • очистка от снега ходовых деталей поезда на каждой длительной стоянке состава.

Иные обязанности

Естественно, что проводник просто обязан выглядеть опрятно и быть приветливым с каждым пассажиром. Это не всегда даётся легко, ведь у них очень много работы и случаются недосыпы.

Те, кто путешествует с детьми или сопровождает маломобильного гражданина, вправе обратиться с просьбой к проводнику в любой момент. В силу своих возможностей он обязан оказать помощь.

Кроме того, проводники несут материальную ответственность за всё то, что есть в вагоне. Украденная посуда или постельное бельё, испорченные шторы, сидения, унитазы, стены и прочее ремонтируются и восстанавливаются за счёт зарплаты проводников.

Как видите, у проводников немало работы, поэтому постарайтесь относиться к их труду с максимальным уважением.