Почему быстро разряжается аккумулятор, как найти и устранить причину. Причины почему разряжается аккумулятор на машине Аккумуляторная батарея быстро разряжается

Почему аккумулятор на машине разряжается за ночь

Аккумулятор представляет собой очень важный узел машины. При заглушённом двигателе он питает потребителей тока в бортовой сети, подаёт ток на стартер в момент запуска мотора. На работающем двигателе аккумулятор помогает генератору обеспечивать питание сети авто, если тот не справляется. Поэтому без аккумулятора автомобилю не обойтись. Когда аккумулятор разряжается, то машина превращается в груду металла. Причём аккумулятор может разрядиться на автомобиле за ночь, а владелец машины совершенно не был к этому готов. Иногда владельцы даже не могут просто попасть внутрь авто из-за севшей аккумуляторной батареи. А накануне ничего не предвещало такой ситуации. После этого они задаются вопросом, а почему разряжается аккумулятор на автомобиле. В этом материале мы постараемся разобрать причины быстрой разрядки автомобильной аккумуляторной батареи.

Какой бы хороший и качественный аккумулятор вы ни выбрали, в некоторых ситуациях он всё равно может подвести. Поэтому не нужно удивляться, что АКБ на машине села за ночь, даже если он новый. У такой ситуации есть причины. Основные причины представлены ниже:

  • АКБ выработала свой ресурс;
  • аккумулятор не заряжается от генератора во время поездки;
  • утечка тока в бортовой сети;
  • оставили включёнными приборы в машине (фары, обогрев, магнитола);
  • температурные условия (сильный мороз).


Теперь, давайте, рассмотрим эти причины подробнее.

Почему быстро разряжается аккумулятор на машине?

Это, наверное, самая распространённая причина быстрой разрядки аккумулятора на машине. Эта проблема характерна для аккумуляторных батарей, отработавших 4─5 лет. Кроме того, что такая батарея быстро разряжается, она ещё и сильно теряет ёмкость к этому сроку.

Не секрет, что главным «бичом» кислотных аккумуляторов является сульфатация. Это явление представляет собой накапливание сульфата свинца на пластинах разной полярности. В результате этого уменьшается площадь активной массы на электродах, которая взаимодействует с электролитом.

Так, постепенно АКБ теряет свою ёмкость, которая к концу срока службы падает до 30% от номинала. Что можно предпринять, чтобы снизить сульфатацию и предотвратить быструю разрядку аккумулятора? Ниже приведены некоторые рекомендации:

  • Не допускайте частных запусков двигателя и коротких пробегов. Аккумулятор при запуске мотора расходует большое количество энергии. Если потом проехать на машине короткое расстояние, то АКБ не успеет восполнить потери заряда от генератора. Неудивительно, если он потом разряжается за ночь;
  • Периодически заряжайте аккумулятор от сетевого зарядного устройства. Для аккумуляторной батареи вредно находиться в разряженном состоянии. Это усугубляет и ускоряет процесс сульфатации;
  • Не допускайте глубокого разряда аккумулятора. Это значительно сокращает срок его службы. Особенно это вредно для кальциевых . В результате аккумулятор сильно теряет ёмкость и может легко разряжаться за ночь в полный ноль;
  • Регулярно проверяйте уровень электролита в банках АКБ и не допускайте эксплуатации с оголёнными пластинами;
  • Периодически проводите профилактические работы по .


Если после его эксплуатации больше 3-4 лет, то батарея отслужила своё. Здесь поможет только покупка новой батареи. Кстати, сейчас в магазинах часто предлагают приобрести новую АКБ с обменом на старую. Так, что не спешите выбрасывать отработавшую батарею.

Отсутствует зарядка аккумулятора или она недостаточна

Эта причина менее распространена, чем предыдущая, но тем не менее. Ваша аккумуляторная батарея может быть полностью заряжена и исправна. Но если АКБ не получает необходимый заряд от генератора во время поездки, надолго её не хватит. После такой поездки вы заглушите двигатель, оставите машину, а аккумулятор разрядится за ночь.

Для начала, давайте, уясним, что значит нормальная зарядка батареи от генератора. Чтобы проверить работу генератора на своём автомобиле, вам потребуется мультиметр. Вам нужно завести двигатель, включить фары, обогрев стёкол, магнитолу. После этого мультиметром измеряете напряжение на выводах аккумулятора. Оно должно быть в интервале 13─14,4 вольта. Если будет меньше, что АКБ будет получать недостаточно заряда. Если значение больше, то это будет приводить к интенсивному гидролизу и потере воды из электролита.

Ниже приводятся основные причины, по которым аккумуляторная батарея может не заряжаться от генератора:

  • Оборвался ремень генератора;
  • Натяжение ремня генератора ослабло;
  • Повреждение контактов и проводки в сети;
  • Вышел из строя регулятор напряжения генератора;
  • Сгорел диодный мост генератора.


Если вы обнаружили проблему с зарядкой АКБ от генератора, обратитесь в автомобильный сервис для точного установления причины. С такой неисправностью ездить нельзя, поскольку аккумулятор будет разряжаться каждую ночь. Можете подробнее почитать, по указанной ссылке.

Утечка в бортовой сети может стать ещё одной причиной разрядки АКБ за ночь. Если у вас имеется утечка больше нормы, то на утро вы можете прийти к машине с полностью разряженной аккумуляторной батареей.

Причинами повышенной утечки тока могут стать:

  • окисленные контакты;
  • изношенная проводка, повреждённая изоляция;
  • некорректное подключение электрических приборов.

Порядок измерения утечки тока на машине:

  • нужно выключить зажигание, вынуть ключ и обеспечить доступ в салон (открыть стекла) на случай, если двери заблокирует центральный замок;
  • отключите все потребители тока;
  • откройте капот и снимите с АКБ отрицательную клемму;
  • мультиметр в режиме измерения тока подключается в разрыв между отрицательным выводом батареи и отсоединённой клеммой;
  • измеряем ток утечки.

Нормальное значение тока утечки 15─70 мА. Это норма и при такой утечке можно не беспокоиться. Если значение больше, то следует обратиться к автоэлектрику. и его измерение описаны в статье по ссылке.

Забывчивость водителя

Все просто. Вы забыли выключить фары или обогрев стёкол, и получили разряженный за ночь аккумулятор.


Здесь сложно что-то рекомендовать, кроме того, что не забывать выключать электроприборы машины на стоянке. Производители многих иномарок, да и современных отечественных автомобилей, уже делают автоматическое выключение фар, обогрева и других потребителей через определённое время после остановки мотора. Это позволяет избежать глубокого разряда АКБ.

Температурные условия

Аккумуляторная батарея вполне может разрядиться за ночь, если на улице сильный мороз. Зима, вообще, сложный и проблемный период для автомобильного аккумулятора. В это время часто наблюдаются проблемы с запуском двигателя. Стоит отметить, что ниже температуры 15 С при снижении на 1 градус ёмкость АКБ падает на 1 мАч. Если аккумулятор разряжен, то электролит при сильном морозе может просто замёрзнуть.

Чтобы этого не произошло, нужно контролировать степень заряженности АКБ по плотности его электролита. Ниже вы можете видеть таблицу с температурой замерзания электролита в зависимости от его плотности.

Степень заряда АКБ, %
Плотность электролита, г/см. куб. (+15 гр. Цельсия) Напряжение, В (в отсутствии нагрузки) Напряжение, В (с нагрузкой 100 А) Степень заряда АКБ, % Температура замерзания электролита, гр. Цельсия
1,11 11,7 8,4 0 -7
1,12 11,76 8,54 6 -8
1,13 11,82 8,68 12,56 -9
1,14 11,88 8,84 19 -11
1,15 11,94 9 25 -13
1,16 12 9,14 31 -14
1,17 12,06 9,3 37,5 -16
1,18 12,12 9,46 44 -18
1,19 12,18 9,6 50 -24
1,2 12,24 9,74 56 -27
1,21 12,3 9,9 62,5 -32
1,22 12,36 10,06 69 -37
1,23 12,42 10,2 75 -42
1,24 12,48 10,34 81 -46
1,25 12,54 10,5 87,5 -50
1,26 12,6 10,66 94 -55
1,27 12,66 10,8 100 -60

Если двигатель автомобиля часто сравнивают с сердцем, то аккумуляторную батарею вполне можно назвать желудком, поставляющим остальным органам (то бишь узлам транспортного средства) живительную энергию. Основная часть работы АКБ, если учитывать энергозатраты, приходится на пуск мотора. Когда он работает, функции источника электроэнергии берёт на себя генератор, но, если его мощности для питания всех потребителей не хватает, на помощь приходит АКБ. И наоборот, если генератор не сильно нагружен, избыток вырабатываемой энергии используется для подзарядки аккумулятора. В принципе одной средней по продолжительности поездки достаточно, чтобы поддерживать уровень заряда максимальным, но только если АКБ новая и бортовая электрическая цепь полностью исправна. Увы, но часто одно из этих условий не соблюдается, и в этом случае наблюдается полный или частичный разряд ёмкости.

Как правило, старение аккумулятора – процесс, протяжённый во времени, поэтому владелец машины имеет достаточно времени, чтобы распознать проблему и подготовиться к её решению. Но если аккумулятор начал садиться аномально быстро (например, за ночь или сутки), это явное свидетельство того, что имеется какая-то внешняя причина, заставляющая его отдавать свой заряд.

Обиднее всего, что подобные случаи всегда происходят неожиданно и в неподходящий момент, когда машина нужна, но завести её обычным способом не представляется возможным.

Возможно ли реанимировать АКБ, заранее сказать невозможно. Причин, по которым аккумулятор на автомобиле разряжается всего за ночь, существует немало, и мы попробуем разобраться, как правильно диагностировать текущее состояние аккумуляторной батареи и что можно предпринять, чтобы отсрочить её смерть.

Почему быстро садится аккумулятор

Быстрый разряд, особенно на новом аккумуляторе – это однозначно нештатная ситуация. И подобная неприятность может случиться и с самым дорогим, и бюджетным изделием, поскольку причины могут быть как внутренние, так и внешние.

Если исходить из статистических данных, то неполный их перечень, выстроенный в порядке частоты встречаемости, будет выглядеть следующим образом:

  • АКБ быстро садится из-за своей старости;
  • во время движения не происходит, либо ток зарядки недостаточен;
  • имеются утечки тока на каком-то участке бортовой электросети;
  • аккумулятор сел из-за не выключенных электроприборов (мультимедийного центра, обогрев, световых приборов);
  • длительное пребывание автомашины на морозе.

Рассмотрим особенности этих факторов.

Физический износ АКБ

Старению подвержены не только живые существа, но и механизмы. Если говорить об аккумуляторе, то это самая распространённая причина потери способности держать заряд. Средний срок службы автомобильный батарей – 4-5 лет. Старость может наступить и раньше, если аккумулятор эксплуатируется в интенсивном режиме или с несоблюдением рекомендаций производителя. О том, что скоро придётся производить замену АКБ, будет свидетельствовать всё уменьшающийся период между полными разрядами, что сопровождается потерей ёмкости и сульфатацией пластин.

Это неизбежный процесс – со временем сульфат свинца, являющийся побочным продуктом химических реакций, оседает на пластинах, постепенно уменьшая площадь активной массы, отвечающей за выработку электроэнергии посредством химического взаимодействия с электролитом.

Примерно на четвёртый год эксплуатации заряд АКБ уменьшается на 30-40% от номинального значения, и это уже может стать причиной затруднения пуска силового агрегата, особенно зимой, при отрицательных температурах.

Чтобы отсрочить наступление старости, можно применять на практике следующие несложные приёмы:

  • старайтесь уменьшить до минимума пуски мотора – если есть возможность, пускай он лучше поработает несколько минут на холостых оборотах, чем лишний раз нагружать АКБ;
  • помните, что для восстановления ёмкости электролита потребуется совершить поездку минимум на 10 километров. В противном случае аккумулятор останется недозаряженным, а если практиковать такое каждый день, однажды вы просто не сможете завести свою машину. Так что старайтесь избегать коротких поездок, их недостаточно для поддержания заряда аккумулятора на номинальном уровне;
  • если вы не уверены в том, достаточно ли заряжается во время ваших поездок, периодически заряжайте устройство от сети, используя зарядное устройство. Даже частично разряженное состояние для АКБ вредно, поскольку в этом случае скорость сульфатации возрастает;
  • ещё более вредным считается глубокий разряд батареи. Например, когда вы делаете множественные неудачные попытки запустить силовой агрегат. Особенно сильно страдают необслуживаемые кальциевые АКБ. Это также одна из частых причин, почему аккумулятор разряжается на машине буквально за ночь, хотя накануне всё было нормально;
  • проверяйте уровень электролита столь же часто, как и уровень моторного масла – это позволит вам вовремя заметить оголённые пластины, разрушающиеся под воздействием воздуха, и долить нужное количество жидкости;
  • хотя бы раз в год проводите работы, связанные с профилактикой сульфатации пластин.


Впрочем, для 4-5-летних АКБ подобные меры могут оказаться неэффективными, поскольку они уже своё отработали. Никакие реанимационные мероприятия в этом случае не помогут, кроме покупки нового устройства. Кстати, старый аккумулятор лучше не выбрасывать, поскольку сейчас в ходу программа трейд-ин – вы сдаете неработающую АКБ и приобретаете новую со скидкой.

Генератор не обеспечивает зарядку

Подобная проблема встречается гораздо реже, но от неё может пострадать аккумулятор независимо от возраста и текущего состояния. В этом случае длительная поездка будет не во благо, поскольку АКБ будет не заряжаться, а отдавать свою энергию. Как результат – утром вы наверняка будете испытывать проблемы с пуском двигателя.

Сложность в том, что без инструментальных измерений понять, что генератор не в состоянии обеспечить требуемый заряд, может только очень опытный автовладелец, и то не сразу.

Между тем для такой проверки достаточно мультиметра. Сама процедура тоже несложна:

  • запускаем мотор;
  • на включаем как можно больше потребителей – фары, магнитолу, обогрев заднего стекла и/или сидений;
  • измеряем уровень напряжения на клеммах батареи. Номинальный показатель – 12.014.4 В.

Меньшее значение свидетельствует о том, что имеется вышеназванная проблема, и уровень заряда АКБ будет постепенно уменьшаться вплоть до полной его разрядки. Если уровень напряжения оказывается выше указанного значения, это станет причиной активизации процесса гидролиза, в результате чего из электролита будет интенсивно испаряться вода.

Недозаряд от генератора может быть вызван следующими причинами:

  • в процессе эксплуатации произошла потеря целостности ремня генератора;
  • ремень может банально ослабнуть и проскальзывать;
  • не функционирует регулятор напряжения генератора;
  • имеются повреждения электропроводки на участке между генератором и АКБ;
  • вышел из строя диодный мост.

Если в результате измерений вы обнаружили, что аккумулятор на машине быстро садится из-за того, что генератор не обеспечивает его нормальную зарядку, следует искать причину и устранять её – в противном случае с АКБ придётся вскоре расстаться, как и со всеми последующими.

Утечка тока

Ещё одна распространённая причина, из-за которой аккумулятор машины может разрядиться за ночь. Чаще всего она проявляется на автомобилях, имеющих солидный пробег. Утечка тока сродни постоянно включенному потребителю, поэтому быстрый и беспричинный разряд АКБ должен насторожить.

Для того чтобы убедиться, что проблема кроется именно в этом, необходимо выполнить соответствующие измерения, используя универсальный мультиметр. Делается это так:

  • при вынутом ключе зажигания обеспечить возможность доступа в салон, если произойдёт блокировка дверей центральным замком (можно, например, полностью открыть передние стёкла);
  • убеждаемся, что отключены от электропитания все потребители, работающие в том числе при выключенном зажигании;
  • поднимаем крышку капота и отсоединяем от батареи отрицательную клемму;
  • подсоединяем разъёмы мультиметра к отсоединённой клемме и отрицательному полюсу;
  • включаем прибор на измерение тока утечки. Номинальное значение лежит в пределах 15.0-70.0 мА.


Если величина тока утечки больше, следует искать место, где имеется проблема. Это могут быть:

  • изношенные провода, имеющие характерные повреждения слоя изоляции;
  • окисленные контакты;
  • неправильное подключение новых или устанавливаемых после ремонта электроприборов.

Потеря электролитом номинальных рабочих характеристик

Быстрая разрядка может быть вызвана уменьшением плотности электролита, а также испарением воды при чрезмерной зарядке, обеспечиваемой генератором.

Обе проблемы можно решить, но при условии, что вы следите за состоянием аккумулятора и при необходимости проводите мероприятия по его обслуживанию.

В частности, уровень электролита можно проверить, выкрутив заливные пробки. Нормальное значение – это примерно на 1-1.5 сантиметра выше уровня электродов.

Выкипание воды может происходить не только при перезарядке – такое явление характерно и для жаркой погоды, при экстремально высоких температурах воздуха.

Плотность электролита также измеряется достаточно просто – окунанием в жидкость ареометра. Если она выше нормы, следует разбавить электролит, долив в него небольшое количество дистиллированной воды (приобрести её можно в любой аптеке).

Если уровень электролита в норме, батарея заряжена, а плотность при этом низкая, чтобы исправить ситуацию, придётся повозиться. Для этого небольшой по объёму резиновой грушей с длинным наконечником отбирают небольшое количество старого электролита, заливая вместо него новый. Выждав некоторое время, чтобы дать возможность электролиту смешаться и отстояться, проводят повторные измерения плотности. Если она лежит в пределах 1.27÷1.29 грамм/куб. см, процедуру следует считать завершённой. В противном случае повторяем процесс до достижения требуемого результата.

Аккумулятор «коротит»

Причина короткого замыкания АКБ может лежать как в плоскости ненадлежащих условий эксплуатации батареи, так и из-за наличия производственного брака.

КЗ возникает, если пластины аккумулятора разной полярности начинают соприкасаться. Происходит это по следующим причинам:

  • в результате коробления решётки пластин,
  • если начал разрушаться сепаратор;
  • когда на электродах возникает нарост, увеличивающийся со временем в размерах;
  • при скоплении на дне корпуса АКБ шлама, достающего до пластин;
  • если в аккумулятор во время его обслуживания попал посторонний предмет.


Распознать короткое замыкание несложно: в этом случае электролит начинает достаточно интенсивно кипеть, что приводит к падению напряжения на клеммах батареи. При этом соответствующим образом уменьшается ёмкость автоаккумулятора.

В АКБ старого образца, которые имели обслуживаемый корпус, короткое замыкание не было непоправимой проблемой. Производилась очистка электродов и банки, а неисправный элемент просто заменялся на новый.

В современных устройствах подобные операции выполнить невозможно.

Существует способ устранения КЗ и для необслуживаемых АКБ. Он заключается в пропуске через пластины тока большого номинала, который выжигает точки контакта электродов, разрушая их. Недостаток данной процедуры заключается в необходимости наличия специального оборудования и соответствующих навыков, то есть для большинства автовладельцев такой вариант неприемлем. В этом случае выход один – установка новой АКБ.

Неподходящие условия эксплуатации

Речь идёт о тех автомобилях, которые зимой, в , стоят на открытых площадках. В принципе отрицательные температуры для любого аккумулятора – это плохо, поскольку ёмкость электролита зависит от температуры. Особенно сильно эта зависимость проявляется, если отметка термометра опускается ниже минус 15°С. В этом случае каждый градус ниже этого значения провоцирует уменьшение ёмкости батареи на 1 мАч. А если АКБ полностью разрядится, существует риск замерзания электролита.

Важно также зимой постоянно контролировать степень заряда автоаккумулятора, измеряя плотность электролита.

Приводим таблицу, по которой можно оценить зависимость между температурой замерзания жидкости и другими параметрами электролита и АКБ:

Плотность при 15ºС, г/см 3 Выходное напряжение на клеммах, В Напряжение при нагрузке номиналом 100 мА, В Уровень заряда батареи, % Т замерзания электролита
1.11 11.71 8.41 0.00 -7 ºС
1.12 11.77 8.55 6.00 -8 ºС
1.13 11.83 8.69 12.56 -9 ºС
1.14 11.89 8.85 19.00 -11 ºС
1.15 11.95 9.00 25.00 -13 ºС
1.16 12.01 9.15 31.00 -14 ºС
1.17 12.07 9.30 37.50 -16 ºС
1.18 12.13 9.47 44.00 -18 ºС
1.19 12.19 9.60 50.00 -24 ºС
1.20 12.25 9.75 56.00 -27 ºС
1.21 12.31 9.90 62.50 -32 ºС
1.22 12.37 10.07 69.00 -37 ºС
1.23 12.43 10.20 75.00 -42 ºС
1.24 12.49 10.35 81.00 -46 ºС
1.25 12.55 10.50 87.50 -50 ºС
1.26 12.61 10.67 94.00 -55 ºС
1.27 12.67 10.80 100.00 -60 ºС

Если у вас нет возможности держать автомобиль в закрытом помещении или забирать аккумулятор в тёплое место, уменьшить вредное влияние отрицательных температур помогут следующие рекомендации:

  • старайтесь, чтобы АКБ была заряжена максимально;
  • попробуйте повысить номинальную плотность электролита до 1.3 г/см 3 ;
  • пошейте или купите готовый плотный толстый чехол для аккумулятора.

Забывчивость водителя

Даже самый аккуратный автовладелец время от времени может забывать выключить один из электрических приборов. Это может быть магнитола, лампочка освещения салона, обогрев сидений, стёкол или фар – вариантов существует множество, ведь современное авто буквально напичкано всевозможными гаджетами.

Здесь порекомендовать нечего. Правда, автопроизводители уже предпринимают попытки решить и эту проблему, обеспечивая автоматическое выключение многих штатных потребителей спустя определённое время после остановки силового агрегата. Но для тех приборов, которые были подключены самостоятельно, такая схема оказывается нерабочей.

Как и любой другой узел транспортного средства, автоаккумулятор нуждается в заботе и уходе. Предлагаем вашему вниманию перечень мероприятий, которые помогут продлить жизнь батарее по крайней мере до заявленных производителем величин:

  • производите от сети примерно раз в полгода, независимо от степени его заряда. Если есть время и желание, лучше выполнить полный контрольно-тренировочный цикл;
  • тщательно следите за состоянием электропроводки, исправностью потребителей тока и генератора, не допуская утечек тока – распространённой болезни современных авто;
  • поскольку подавляющее большинство предлагаемых рынков АКБ – необслуживаемые, регулярно производите замеры плотности/уровня электролита (делать это нужно после подзарядки батареи);
  • следите за чистотой полюсных выводов и клемм, для предотвращения коррозионных процессов на них наносится специальная смазка;
  • сама батарея должна быть чистой, поскольку слой грязи, особенно влажный, приводит к саморазряду АКБ.


Стоимость нового аккумулятора достаточно высока, и наличие вышеописанных проблем может привести к тому, что менять их придётся едва ли не ежегодно. Поэтому итак важно уметь определять и устранять причину быстрого разряда автомобильной батареи.

Чаще всего такой неприятный сюрприз ожидает зимой тех водителей, которые оставили свои автомобили на улице или в сыром помещении. Даже если вы предварительно выключили свет в салоне, фары, печку и кондиционер, остается сигнализация, которая также потребляет электроэнергию. В результате разрядившийся аккумулятор просто не будет реагировать на команды пульта управления. Давайте узнаем, что нужно делать в таком случае и как это предотвратить.

Чаще всего автомобильная батарея выходит из строя из-за неправильной зарядки. Большинство водителей бросаются в крайности - перезаряжают или наоборот, разряжают до нуля аккумулятор. В результате нарушается структурная целостность АКБ. Так, в первом случае происходит сильное окисление контактов, а во втором начинает слазить свинцовая паста. Эту проблему можно решить использованием кальциевых аккумуляторов, которые практически не принимают ток на 95% заряда.

Ещё одна причина полной разрядки батареи - забывчивость владельца. Чаще всего она проявляется в незакрытых дверях или оставленном на ночь включенном зажигании. Также поломка аккумулятора может произойти из-за неполадок генератора или растяжки ремня. В таком случае для восстановления работоспособности батареи необходимо полностью зарядить батарею. Обратите внимание: если заряд аккумулятора опустится ниже 2 В, то его практически невозможно будет «воскресить».

Тройку самых распространенных причин поломки АКБ закрывают низкие температуры. Дело в том, что электролит заряженной батареи без труда справится с минусом, но для разряженного аккумулятора такой температурный режим смертелен. В результате нарушается структурная целостность, что негативно скажется на сроке работы АКБ и в конечном итоге приведет к его полному разряду.

Так же о причинах разрядки смотрите на видео:

Что делать, если аккумулятор полностью разрядился?

Для начала попробуйте его зарядить с помощью «прикуривания» от другого автомобиля. На этом этапе основная трудность заключается в том, чтобы батарея взяла заряд. Как только это произойдет, она будет дальше заряжаться от генератора.

Восстановлению работоспособности АКБ также мешает сульфатация пластин (они покрываются небольшой корочкой). В таком случае перед зарядкой батареи необходимо промыть контакты дистиллированной водой, после чего попробовать её «прикурить». Ещё один вариант - снять аккумулятор и оставить его заряжаться на ночь.

Обратите внимание: в 90% случаев для восстановления работоспособности АКБ в него необходимо заливать дистиллированную воду, а не электролит. Это нужно делать до тех пор, пока величина плотности не достигнет показателя в 1,28. Во время зарядки следите за тем, как падает напряжение. Если прибор показывает 6-8 В, то восстановление практически невозможно - гораздо проще купить новый аккумулятор.

Напряжение 10-12 В свидетельствует о том, что контакты одной из банок сульфатировались. Зачастую такая проблема устраняется по мере заряда аккумулятора. В противном случае необходимо найти неполадку самостоятельно. Вот два совета, как можно это сделать:

  1. проверьте первую от минусовой клеммы банку (на неё приходится наибольшая нагрузка);
  2. обратите внимание на испарение воды и газообразование (в проблемной банке эти процессы не происходят, так как она имеет высокое сопротивление).

Чтобы устранить проблему, зачистите пластины всех банок и подключите один контакт зарядного устройства к минусовой клемме банки, а второй - к клемме батареи. Обратите внимание: зарядка должна проходить на небольшом токе. Также нужно следить за поведением банок - если они начинают шипеть или сильно греться, то это свидетельствует о том, что АКБ не подлежит восстановлению.

В тему интересное видео, п олезные советы при зарядке аккумулятора :

Если нет доступа к банкам

В таком случае вам необходимо уравнять напряжение в банках, подключить небольшую нагрузку и медленно разряжать батарею на 7,2 В (то есть на 1,2 В на каждую банку). Затем оставьте аккумулятор на зарядке на одни сутки. После того как электролит остынет, снова зарядите батарею. Повторите вышеуказанные шаги несколько раз.

Если вы на все 100% уверены в своих силах, вы можете самостоятельно разделить аккумулятор на батареи. Для этого аккуратно (чтобы не попасть на пластины), просверлите отверстия диаметром 10-12 мм в крышке батареи. Обратите внимание: диаметр отверстия зависит от размера пробок.

Восстановление клемм аккумулятора

Суть этого процесса заключается в наращивании клеммы с помощью расплавленного свинца и олова. Сначала необходимо её зачистить ножом и тряпкой. Затем медленно заливайте метал в предварительно поставленную на клемму форму. После наплавки можно удалить остатки. Если клемма отвалилась полностью, её можно восстановить с помощью стержня от батарейки и её корпуса.

Подготовка аккумулятора к зиме

Подготовка аккумулятора к зиме осуществляется в несколько этапов. Сначала необходимо проверить уровень электролита и его плотность. Обратите внимание: разница не должна превышать 0,02 г/см.куб. Стоит отметить, что зимой запрещено пользоваться аккумулятором с уровнем заряда ниже 75%.

Нормальное состояние электролита можно определить и визуально, обратив внимание на чистоту и прозрачность. Если внутри батареи видно мутность или белый налет, это свидетельствует сульфатации, которая возникает из-за недозаряда АКБ. Темный цвет электролита говорит о неработоспособности аккумулятора - в таком случае необходима замена.

Перед началом холодного времени года необходимо проверить установочное место аккумулятора на отсутствие повреждений, посторонних предметов и деформаций. Также с помощью теплой воды и мелкозернистой наждачки удалите налет с полюсных выводов и клемм.

Во время установки АКБ обратите внимание на следующие факторы:

  1. предварительно обработайте клеммы литолом;
  2. сначала подключается минус, а затем плюс;
  3. болты должны быть хорошо закручены.

Устранение технических неисправностей авто не следует откладывать «на потом», ведь лишиться излюбленного средства передвижения на длительное время — испытание которое настоящему автолюбителю выдержать довольно трудно. Тем более, что в наше время найти неисправность и попытаться ее устранить своими руками вполне возможно, многочисленные сайты для автомобилистов дают подробную информацию о принципах работы каждого узла автомобиля, возможных его поломках и ремонте. Давайте сегодня разберемся с принципом работы аккумулятора и основными проблемами, с ним связанными, которые нередко возникают в процессе эксплуатации автомобиля.

Конструкция автомобильного аккумулятора достаточно простая: в корпус устройства, имеющего номинальное напряжение 12 вольт заключены 6 последовательно соединенных между собой независимых банок-аккумулятров с напряжением в 2 вольта. В качестве материала для изготовления корпуса и сепараторов, разграничивающих банки с набором разнополюсных пластинок, используются кислотоупорные пластмассы или эбонит. Корпус имеет отсеки, в них устанавливаются банки аккумулятора.

Полюсная пластина — это свинцовая решетка с впрессованными внутрь ячеек фрагментами пористой структуры, что позволяет увеличить площадь контакта с электролитом. Для изготовления активного пористого вещества используют свинцовый порошок и серную кислоту. Материал, используемый для изготовления отрицательных пластин дополнительно содержит сернокислый барий.

В процессе формирования аккумулятора происходит зарядка пластин, активный компонент в плюсовых пластинах преобразуется в диоксид свинца, в отрицательных — приобретает губчатую структуру.

Подготовленные банки аккумулятора заполняют электролитом, представляющим собой смесь дистиллированной воды и серной кислоты. Работа аккумулятора начинается в момент подключения нагрузки — это действие приводит в движение заряженные частицы, в результате — вырабатывается ток.

Как правило, автомобильные аккумуляторы — это кислотно-свинцовые устройства с напряжением в 12 вольт, отличаются модели емкостью заряда.

В числе основных требований, предъявляемых к современным аккумуляторам:

  • компактность
  • способность вырабатывать большие токи
  • простота обслуживания
  • минимальное внутреннее падение напряжения
  • невысокий саморазряд в процессе эксплуатации

Всем этим требованиям в достаточной степени соответствуют кислотно-свинцовые аккумуляторы.

В современной автопромышленности нашли применение три типа электроаккумуляторов:

  • свинцово-кислотный, наиболее распространенный благодаря доступной стоимости,
  • появившийся совсем недавно литий-ионный, являющийся действительно революционным изобретением, которое удивительно быстро завоевывает рынок, продукт очень перспективный, так как идеально подходит для установки на электромобилях
  • железоникелевый безламельный, отличающийся высокими техническими качествами, но из-за своей высокой стоимости изготавливался ограниченными партиями и использовался в большей степени в военном машиностроении.

Учитывая востребованность аккумуляторных устройств в автомобилестроении, ведутся активные работы по их совершенствованию, к примеру:

  • применение гелеобразного электролита на кремниевой основе — с целью исключения потерь воды и повышения эксплуатационных качеств
  • электронные диагностические чипы — позволили выполнять тонкую корректировку работы каждой из банок
  • использование графитной и углеродной основы — для существенного облегчения батареи и уменьшения ее габаритов.

Зачем автомобилю аккумулятор

Современный автомобиль представить без аккумуляторной батареи очень трудно — благодаря ей обеспечивается питание электроцепей управления и сервисов бортовых цепей при выключенном двигателе.

В процессе работы двигателя аккумуляторная батарея, соединенная с генератором, представляет собой нагрузку, но в момент, когда совокупная нагрузка, создаваемая в электроцепи начинает превышать выдаваемую генератором мощность, аккумулятор превращается в источник электричества, способствующий поддержанию 12 вольтового напряжения в бортовой сети.

Но главной задачей аккумулятора является приведение в действие стартера в момент заводки автомобиля.

Попытки замены автомобильного аккумулятора на пневматические устройства запуска мотора и конденсаторные накопители потерпели неудачу.

Но при кажущемся благополучии современные аккумулирующие устройства все-же не лишены недостатков, в том числе:

  • число циклов их разрядки- зарядки имеет ограничения
  • пластины подвергаются необратимым процессам сульфатации, что приводит к существенному снижению емкости устройства и уменьшению срока его службы
  • низкий уровень механической прочности электродов,
  • возможность осыпания электродной массы и разрушения сепаратора, как результат — угроза замыканий анода и катода
  • возможность потери работоспособности из-за длительного хранения в разряженном состоянии

Учитывая все вышеупомянутые факторы можно предположить, что проблемы с автомобильными аккумуляторами в процессе эксплуатации явление не редкое. Поэтому есть смысл рассмотреть вопрос подробнее.

Причины быстрой разрядки эксплуатируемого аккумулятора

Нередко возникают проблемы со слишком быстрой разрядкой аккумулятора. Осуществлять контроль за работой аккумулятора в современном авто можно наблюдая за индикаторами, которые показывают плотность электролита и уровень заряда.

Но ориентироваться по этим приборам можно только приблизительно. Более информативной может оказаться лампочка зарядки аккумулятора на панели приборов. При включении зажигания должна засветиться лампочка, имеющая вид батарейки, и сразу погаснуть.

Тревожным сигналом будет свечение этой лампочки при включенном двигателе — специалисты рекомендуют проверить работу индикатора, от эксплуатации автомобиля рекомендуется отказаться — до выяснения точной причины поломки.

В зависимости от собственных познаний в области ремонта и желания можно разобраться с ситуацией самому или обратиться к специалистам сервисного центра.

Ориентировочный строк службы автомобильного аккумулятора — 3-5 лет, его продолжительность обуславливается качеством прибора и условиями эксплуатации.

Ситуация, когда начинаются проблемы с аккумулятором создает массу неудобств владельцу авто, т.е. принимать решение о ремонте потребуется незамедлительно. С чего-же следует начать поиски?

нарушена электропроводка, как найти и устранить

  • убедиться в отсутствии окисленных участков проводки, переломанных или потертых проводов
  • исследовать на предмет целостности соединительных клемм.

Далее проверяем мощность аккумулятора — в некоторых случаях обветшавшее устройство с увеличением мощности не может до конца разрядиться, мощное — может перезаряжаться с избыточной энергией, что негативно сказывается на функциональности.

электролит аккумулятора не соответствует требованиям, как найти и устранить

Осматривая аккумулятор убедитесь в том, что электролит не изменил цвет. Потемневшая жидкость — явный симптом отслоения пластин, замена аккумулятора в таком случае обязательна.

Причиной такого явления может стать эксплуатация батарей заряженных на 50-60 % на протяжении длительного времени.

Разрушение корпуса батареи может произойти из-за воздействия слишком низких температур (замерзание) на разряженный АКБ.

При проверке работы генератора может оказаться, что он слабо заряжается. Обычная причина снижения зарядного напряжения кроется в ослабленном натяжении приводного ремня генератора.

Следует заметить, что ускорение износа при нарушении правил эксплуатации может быть настолько сильным, что выход из строя батареи может произойти в гарантийный период.

модель аккумулятора не подходит автомобилю, как определить и устранить

Причиной неисправности автомобиля также может быть несоответствие модели аккумулятора характеристикам автомобиля, на который он установлен, вырабатываемых мощностей может быть недостаточно для выполнения всего объема работы.

Следует учитывать, что при эксплуатации в одинаковых условиях дольше прослужит аккумулятор, имеющий большую емкость. Очень важным для автомобильных аккумуляторов является показатель пускового тока, т.е. ток какой силы может выдать аккумулятор при низких температурах за 30 секунд. Он требуется для стартера в момент запуска. Главным отличием автоаккумуляторов является способность выдавать большие токи, тяговые аккумуляторы, даже при больших емкостях, такой ток выдавать не могут.

не соответствует мощность аккумулятора, как определить и устранить

Выбирая АКБ обязательно следует учитывать рекомендуемую производителями емкость, устанавливать агрегаты с более высокой или заниженной емкостью не рекомендуется. В крайнем случае можно прибегнуть к установке АКБ с емкостью, превышаемой рекомендованную не более, чем на 15%, иначе зарядка не будет происходить в нормальном режиме, как результат — сокращение срока службы и проблемы с пуском мотора.

Использование АКБ недостаточной емкости может стать причиной проблем с запуском мотора, работа на грани возможностей существенно сократит срок эксплуатации устройства.

Несколько полезных советов — на видео:

аккумулятор перезаряжен, как определить и устранить

С проблемой перезарядки автолюбители встречаются довольно часто. Проблема заключается в том, что заряженный в достаточной степени АКБ не перестает заряжаться даже в том случае, когда электролит набирает необходимую плотность. Продолжение процесса зарядки приводит к тому, что водная часть электролита распадается на составляющие: кислород и водород, начинается процесс «кипения», количество воды, входящей в состав электролита будет уменьшаться. Примерно так выглядит классический перезаряд аккумулирующего устройства.

Кипение с испарением неизбежно приведет с снижению уровня электролита, что является довольно опасным для АКБ: если неполный заряд просто не позволит завести авто, то перезаряд может вызвать взрыв аккумулятора.

Перезаряд может происходить в том случае, если нарушится работа реле регулирующего заряд генератора, т.е. оно при достижении 12,7 Вольта не отключит подачу энергии от генератора. При поломке реле процесс зарядки будет продолжаться постоянно, учитывая какие токи будут идти от генератора не приходится сомневаться в том, что батарея закипит достаточно быстро. Устранение поломки осуществляется посредством замены реле, стоимость оно имеет небольшую.

Если сомнений в нормальной работе генератора и реле нет следует убедиться в нормальном функционировании датчика, он, как и любой другой механизм, может выходить из строя и давать искаженные показания.

Искать причину перезарядки и своевременно устранять ее — обязательно, халатное отношение к проблеме может вызвать:

  • кипение и выплескивание электролита, в результате — окисление клемм, порча металла кузова, проводов,
  • оголение, а затем осыпание свинцовых пластин, что может привести к окончательной гибели батареи,
  • взрыв, в результате которого кислота попадет на всю подкапотную часть автомобиля.
  • выход из строя предохранителей, т.к. они на 17 Вольт не рассчитаны,
  • нагрев реле, вплоть до оплавления, в отдельных случаях такое явление может стать причиной пожара или оплавления проводки.

Следует заметить, что к контролируемому процессу перезарядки иногда прибегают умышленно, с целью повысить плотность электролита до оптимального уровня, показатель 1, 27 г на кубический см исключит возможность его замерзания при понижении температуры до минусовых значений.

неисправен генератор, как найти и устранить

Выйти из строя может также генератор, предположить такую поломку можно в случае, если реле заменили на новое, но проблема не устранилась. Ремонт или замена генератора — процедура более сложная и потребует затрат времени и средств.

При отсутствии навыков и глубоких знаний по теме проще будет обратиться к опытному мастеру из сервисного центра.

Смотрим видео о том, как произвести проверку генератора:

Причины быстрой разрядки нового аккумулятора, причины, как найти и устранить

Со временем качество работы аккумулятора может снижаться, это процесс естественный, но разряжаться слишком быстро может и новый аккумулятор.

Поиск причин следует начать с проверки электрической проводки, для этого можно использовать обычный вольтметр. Потребуется сравнить показатели напряжения на генераторе и аккумуляторе при работающем двигателе.

На недозарядку будет указывать разное напряжение, к примеру: на генераторе 14 В, на аккумуляторе — 13,5.

Исправить ситуацию можно зачистив контакты.

Если при изменении напряжения на контактах генератора показания будут меньше 14 В, то это будут свидетельствовать о поломке генератора. Что в этом случае можно сделать самостоятельно — так это определить длину щеток, она должна составлять как минимум 8 мм.

Если глубоких познаний в области автомобильной электрики нет, то для дальнейшей диагностики поломки и ее устранения лучше обратиться к специалистам в сервисный центр.

Если напряжение выше 14 В, то будет происходить перезарядка батареи.

Если разрядился аккумулятор, что делать водителю

При попытке завести машину обнаружилось, что сел аккумулятор, как в таких случаях должен действовать водитель?

Самый надежный вариант — остановить проезжающее мимо авто и попросить помочь, а именно — подсоединить свою машину к его аккумулятору.

Но не все современные транспортные средства приспособлены к выполнению такой процедуры — доступ к АКБ может быть ограничен.

Второй вариант — приобретение специального зарядного устройства для аккумуляторов, потребуется:

  • выкрутить пробки
  • подключить прибор к АКБ и выставить силу тока, составляющую 10% от объема батареи
  • отслеживать показания датчика объема заряда.

Третий вариант — попроситься к кому-то на буксир или постараться завести мотор с толчка.

Самый простой и надежный вариант — покупка и установка нового аккумулятора.

Как продлить срок службы аккумулятора

Продлению срока службы аккумулирующего устройства поспособствуют несколько полезных советов от опытных водителей:

  • не стоит без потребности держать включенными габариты
  • все электрические и электронные бортовые приборы, в том числе — сигнализация, должны подключаться правильно
  • тем, кто часто попадает в пробки на дорогах — помните, что подзарядка АКБ осуществляется в том случае, если количество оборотов больше 1500, все электронные устройства желательно отключить за пол часа до предполагаемой полной остановки машины.

Поскольку АКБ чувствителен к негативному действию вибрации, то качество его крепления следует проверять если не ежемесячно, то хотя-бы один раз на пару месяцев.

Корпус аккумулятора должен быть чистым, в целях профилактики его следует периодически протирать ветошью, смоченной нашатырным спиртом, для очищения клемм можно использовать мягкую щеточку.

Если планируете на протяжении некоторого времени отказаться от поездок и оставить авто без присмотра — аккумулятор можно отсоединить от бортовой электроцепи. Особенно важен этот момент в морозную погоду.

В холодное время не рекомендуется пользоваться разряженной батареей, ведь зимой нагрузки на нее возрастают в разы. Также не забывайте, что непродолжительные поездки (типа с работы и на работу) не дают возможности полностью зарядить аккумулятор.

Если охлажденный мотор не завелся с первого раза, не спешите повторять попытку, выждите пару минут. Продолжительность работы стартера не должна превышать 15 секунд.

Чтобы избавить стартер от необходимости прокручивания шестеренок трансмиссии в застывшем от холода масле рекомендуется по максимуму выжать педаль сцепления перед запуском.

Длительное хранение разряженного аккумулятора ускоряет процесс разрушения его пластин.

  • зимой — не реже 1 раза в два месяца
  • в теплое время ода — 1 раз в 3 месяца.

Как на Алиэкспресс найти и заказать нужные инструменты и оборудование для ремонта автомобиля по сходной цене и бесплатной доставкой

Поскольку никто не может застраховаться от возникновения каких-либо мелких неисправностей в автомобиле во время поездки, то лучше всего всегда иметь при себе набор самых простых инструментов для ремонта, индикаторов и измерительных приборов.

Купить все необходимые запчасти для вашего авто, аксессуары и оборудование можно воспользовавшись услугами продавцов, которые предлагают свои товары на сайте .

Для начала потребуется пройти очень простую процедуру регистрации.

Затем — выбрать необходимый раздел — Автомобили и мотоциклы, далее — конкретизировать свой запрос, к примеру — выберем категорию Запчасти для авто.

Чтобы упростить процесс поиска и побыстрее добраться к нужному продукту потребуется выбрать подкатегорию и воспользоваться предлагаемыми ресурсом фильтрами.

Уточняем, что интересуемся только товарами с бесплатной доставкой и выбираем необходимую продукцию. Изучаем ее характеристики, если возникают вопросы — можно обратиться за уточнением к продавцу.

Важный момент — при выборе товара обращаем внимание на срок работы продавца на сайте, наличие положительных отзывов.

Убедившись, что продавец надежный можно указывать количество единиц продукции, указать адрес доставки и переходить к оплате.

О том, как правильно покупать автозапчасти и аксессуары на — на видео:

Поговорим: можно ли восстановить аккумулятор автомобиля, если он полностью разрядился. Стоит ли в данной ситуации покупать новый или можно продолжать эксплуатировать старую батарею?

Что делать?

Если аккумулятор автомобиля разрядился, например из-за не выключенных фар, то его можно восстановить. Достаточно пустить машину от внешнего источника, т.е. прикурить от другого автомобиля и проехать какое-то расстояние.

Если дело происходит не зимой, то аккумулятор при периодических поездках вернет свой заряд. Лучше всего он восстанавливается при езде по трассе и минимум включенных потребителей энергии. При езде по городу с частыми остановками и короткими поездками — заряд восстанавливается медленно. А если дело происходит зимой — может не дозарядиться.

Эксплуатация частично разряженного аккумулятора летом не сулит неприятностей. Во время движения он заряжается, а за ночь не успевает разрядиться. Хотя, если его проверить на работоспособность, то уровень заряда окажется меньше 50%.

Другое дело, эксплуатация машины зимой, когда аккумулятор быстро разряжается. С наступлением морозов он может полностью разрядится. В данной ситуации, большинство автолюбителей предпочтёт покупку новой батареи, но существует другое решение проблемы .

Личный опыт

Из личного опыта было приобретено зарядное устройство и предпринята попытка восстановить старый АКБ, разряженный до нуля. Батарея поставлена на ночь заряжаться, а утром зарядка составляла сто процентов — горела индикация полной зарядки (зеленая лампочка на крышке).

Заново заряженный аккумулятор справился с работой. За зиму он ни разу не «сел», причем машина ночевала под открытым небом, когда температура доходила до -30. Даже после недельной стоянки, он не разряжался. Это при том, что в предыдущую зиму, разряжался после двух дней простоя на морозе и ему был вынесен вердикт «на замену».

Если аккумулятор автомобиля частично обслуживаемый — тут проще. Нужно с помощью ареометра (прибора для измерения плотности) проверить уровень «дистилята» и сравнить его уровень с минимальным. По мере необходимости, залить в него дистиллированную воду. Обычную категорически запрещено заливать. Далее ставим на стационарную зарядку и после проверяем на работоспособность.

Другой вариант — отдать аккумулятор на зарядку в специальный сервис. В чём отличия? Разница — в мощном оборудовании, которое в зависимости от состояния батареи обеспечит любой теоретически возможный режим заряда, например определенным током или при определенном напряжении. В идеале процесс должен быть комбинированным, сочетая оба режима. Поэтому предпочтительней отдать аккумулятор на зарядку в специальные фирмы.

Подведём итог. Если аккумулятор полностью разрядился до нуля, не спешите его выбрасывать — сначала попробуйте зарядить (в домашних условиях или в сервисе) и после проверить. Возможно, его можно восстановить.